Географические центы резьбы по дереву

Информация о культуре » Дерево в народных промыслах России » Географические центы резьбы по дереву

Страница 7

В прошлом береста занимала большое место в жизни северного крестьянина. Широко ее использовали народы Сибири и Дальнего Востока. Без бересты невозможно представить себе быт крестьянина. Начиная с игрушек и кончая строительством дома, везде использовали бересту. В строительстве бересту использовали в качестве изоляторов от сырости. Благодаря водонепроницаемости и антисептическим свойствам береста предохраняла от гниения. Зайдя в крестьянский дом, можно было увидеть много берестяной утвари, столь необходимой в хозяйстве: набирушки, корзины, зобни, пестери, сумки, короба, туеса, солонки, плошки, ступни, брусочницы. С корзинами и пестерями ходили в лес по грибы и ягоды. Короба служили для хранения овощей, муки и круп. Туеса были незаменимыми для хранения молочных продуктов, меда, рыбы и солений. У каждого младенца были берестяные погремушки-шаркунки. Они служили шумящим оберегом и развивали мышление. В дальнейшем его окружали плетеные из бересты игрушки в виде животных, людей, предметов быта. Простейшие игрушки: мячики, лодочки и другие - ребенок мог сделать сам. У народов Сибири повсеместно бытовала берестяная колыбель, которая была переносной. Бересту использовали для изготовления музыкальных инструментов: пастушьих рожков и жалеек.

В музейных коллекциях Петербурга, Архангельска, районных центров Архангельской, Вологодской и других областей хранится много берестяных туесов, собранных в различные годы на Русском Севере. Особым качеством исполнения отличаются туеса с реки Уфтюги и окрестностей Красноборска. Именно в этом районе существовал до недавнего времени туесовый промысел. Широко известна Верхнеуфтюжская роспись берестяных изделий. Многие исследователи народного искусства посвятили свои работы этому виду росписи. Занимались на Уфтюге, кроме росписи берестяных туесов, еще и тиснением. В Российском этнографическом музее хранится 8 туесов мастера Трапезникова В. В. с прекрасным тиснением. Доставлены в музей они были в 1940 г, экспедицией музейных сотрудников. В музее народного искусства (г. Москва), в В. Устюге, Сольвычегодске тоже есть уфтюжские туеса с тиснением.

В Тобольской и Томской губерниях известны берестяные промыслы туесов и "кисок". Киска - это своеобразный ковер, который использовался для защиты от дождя.

Село Унцукуль в Дагестане

(проживают

авары). Методом насечки из древесины ореха, кизила, абрикоса изготавливают трости,

шкатулки, декоративные вазы, курительные трубки, портсигары. Самые распространенные образы на изделиях - вода и солнце.

Подольский край:

токарные игрушки.

Крупное производство деревянной игрушки, сосредоточенное на Подольском объединении игрушек в городе Климовске и деревне Бабенки, является преемником и продолжателем знаменитого традиционного народного промысла токарной игрушки Подольского края.

Большую роль в жизни промысла играл Кустарный музей Московского губернского земства. При его содействии у местных токарей появились новые, «улучшенные образцы» изделий: бирюльки, наборы кукольной посуды, кегли, шахматы, лото, матрешки. Классическими стали предметы шаровидных, овальных и цилиндрических форм. В дальнейшем на их основе возникли типично подмосковные виды игрушек: многоместные яйца, шары, матрешки, репки, пирамидки, грибки и многое другое.

Постепенно сложился художественный облик подольской токарной игрушки, особая технология ее производства. Материалами для работы мастеров служит древесина лиственных и хвойных пород: осина, липа, ольха, береза, а также можжевельник, дуб, карельская береза, пальма. Формы изделий точат из сырого материала с последующей сушкой. Подчеркнуто декоративное оформление предметов создается особыми красителями: мягкими порошковыми литографическими красками, в состав которых добавляется анилиновый порошок. К отличительным особенностям подольской игрушки относится её окраска и полировка прямо на станке, а также полупрозрачность лакокрасочного покрытия, сквозь который просвечивает поверхность древесины.

В 1899г. бабенские токари участвовали совместно с художником С.В.Малютиным в изобретении знаменитой куклы – «матрешки».

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8

Еще по теме:

Музыка – элемент театрализованного представления
музыка театральный спектакль Важное значение в спектакле имеет звуковое оформление. «Музыка в театре начинается в слове, продолжается в ритме, в мелодии речи. Музыка составляет истинную сущность театрального представления. Можно сказать ...

Кавайи
Стиль "кавайи" это характерный стиль "унисекс" - направления, основным зрителем которого все равно, впрочем, были парни. Тем не менее, их основными персонажами стали необычные, очень красивые и странные девушки, наделе ...

Скандинавские пейзаж и мировидение
Распространены в Исландии сказки о людях, которые якобы живут в необитаемой части страны, или о так называемых утилегуманнах. Еще в древности рассказывалось о людях, которые, будучи объявлены на тинге вне закона, скрывались от преследован ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы