Географические центы резьбы по дереву

Информация о культуре » Дерево в народных промыслах России » Географические центы резьбы по дереву

Страница 2

Село Ахтырка неподалеку от Хотькова известно с 1504 года. В Ахтырке был развит промысел — художественная выделка бытовых предметов, начало которому было положено столярной мастерской в Абрамцеве. В 1931 году в Ахтырке был образован промколхоз — смешанная артель с ведением сельского хозяйства и кустарничеством. Артель делала шкатулки, шкафчики, декоративные тарелки, лоточки; детские стульчики.

Сергиев Посад.

Роспись по дереву с выжиганием. Возникла в конце 19 века, начале 20 века. В Сергиевом Посаде производят игрушки, шкатулки и коробки с изображением Троице-Сергиевой лавры и городов "Золотого кольца" России.

Именно здесь находятся такие известные производства, как ЗАО «Художественные изделия и игрушки», ЗАО «АОФИС», ЗАО «Сергиево-Посадская игрушка», ЧП «Шведов», ЗАО «Богородский резчик»,ЗАО «Богородская фабрика художественной резьбы по дереву», мастера которых продолжают творчески развивать традиции старинных промыслов.

Наиболее ранние документальные свидетельства об изготовлении в городе игрушек относится к 1780-м – 1790-м гг. История сохранила имена мастеров Шкунова, Николая Бурдуньира и Петра Подмастерьева, занимавшихся производством «разного рода кукол», обучением посадских детей «раскрашиванию кукол». В начале XIX в. Сергиевский Посад уже являлся признанной русской «столицей игрушечного царства». Местный базар поражал покупателей многообразием товара: точенные яйца, погремушки, грибки, тележки столярной работы, а также деревянные резные и расписные так называемые «куклы» - фигуры «гусара», «Барыни», «Кормилицы», «Щеголя» и др. персонажей. Скорее всего, в начале своего появления «куклы» являлись декоративными скульптурками, служивших в городском быту «накомодными украшениями». Они вырезались из трехгранных чурок и отличались завершенностью объемов, выразительной, лаконичной трактовкой деталей, мажорным цветовым решением.

Пластичная выразительность образов достигается мастерами самыми простыми, отработанными временами средствами, основывающимися на традиционных принципах построения формы в границах треугольного бруска или «горбушки» - полукружья бруска дерева. Резьба выполняется быстро, «с маху», уверенными крупными и мелкими порезками, имеющими часто орнаментальное решение. К достоинствам работ относится четкость и ритмическая ясность силуэтов фигур, эффекты светотени, создаваемые фактурной обработкой поверхности. Подчеркивая особенности текстуры древесины, резчики оставляют игрушки неокрашенными – «в белье». Для усиления эмоциональной выразительности образов, их занимательности часто делают отдельные детали фигур подвижными, укрепляя их на пружине, используя нехитрые способы с применением кнопок, раздвижных планок и баланса.

При производстве фарфора, папье-маше и изделий из мастики широко использовались деревянные заготовки, которые изготовлялись самыми опытными в городе резчиками. Были даже целые династии таких мастеров. Например, династия Рыжовых.

Город Киров (Вятка) – основной промысловый центр. Промысел возник в начале 19 века. В Кирове открыт постоянно действующий Центр современных народных художественных промыслов. Удивляют деревянные короба с мизенской росписью, аналогов которым на Вятке не найти, символ Архангельской области — расписная деревянная щепная птица В традиционной мизенской росписи много ярких цветов - красных и зелёных, видимо, сказывалась северная нехватка солнца. Из сюжетов присутствуют лошадки, птицы, цветочные орнаменты. Уникальна Кировская матрешка, украшенная узором из соломки. Первое упоминание о вятской матрешке появилось в 1924 году. В фондах Кировского Краеведческого музея сохранилась лишь одна матрешка, относящаяся к началу века.

Хотелось бы более подробно остановиться на Мезенской росписи. Как и большинство других народных промыслов свое название эта роспись получила от местности в которой зародилась. Мезенская роспись одна из наиболее древних русских художественных промыслов. Ее истоки теряются в отдаленных веках первоначального формирования славянских племен. Пика своей популярности промысел достиг в XIX веке. Мезенские прялки и короба широко распространялись по реке Пинеге, вывозились на Печору, Двину и Онегу. Тематика мезенских росписей и стилизация рисунка, лаконичность и выразительность, сближает их с древними наскальными рисунками русского Севера; сдержанный колорит, где черный контур подчеркивает напряженное звучание коричневато-красного цвета, В мезени нет обычной русской народной яркости, многоцветности. Орнаменты имеют скупую, примитивно-условную графическую форму.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Реализм эпохи Возрождения
Возрождения характеризуют интерес к человеку, любовь к природе, красоте, жажда знаний, открытий (кругосветные путешествия Магеллана и Колумба, открытие Америки), расцвет естественных наук, искусства, литературы, формирование и развитие р ...

Анализ лиможских эмалей xii-xiv века
Выемчатая эмаль - одна из древнейших эмальерных техник. На металлической пластине достаточной толщины глубоко вырезается (вынимается) сюжетное или орнаментальное изображение. Получившиеся при этом углубления заполняют прозрачной или непро ...

Основные функции культового искусства
Искусство в системе культа не перестает быть художественным творчеством. Оно не теряет своей эстетической стороны и продолжает вызывать эстетические переживания не только у его создателей, но и его «потребителей» – участников культового д ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы