Географические центы резьбы по дереву

Информация о культуре » Дерево в народных промыслах России » Географические центы резьбы по дереву

Страница 1

резьба дерево зодчество рельефная

Россия:

Село Богородское находится в Московской обл., Сергиево-Посадском районе.

В начале 18 века деревня Богородская стала крупным промыслом деревянной игрушки.

В 1900-е гг. Московское земство начало возрождение лучших традиций промысла. Наиболее активная работа в этом направлении проводилась художником Н.Д. Бартрамом. Он предлагал использовать в резьбе старинные гравюры, литографии, народные лубки. Поощрялось создание уникальных скульптурных композиций, посвященных сказочной, фольклорной, исторической тематике, бытовыми сценами крестьянской городской жизни . (П.Ф.Бондаренков «Битва Еруслана Лазаревича со Змеем Горынычем», Ф.Д.Ерошкин «Как мыши кота хоронили», А.Я.Чушкин и М.И.Сутулов «народные гулянье»).

Перед первой мировой войной была создана учебно-показательная мастерская с инструкторским классом по резному делу под руководством скульптора К.Э. Линдблата, а ведущие резчики промысла объединились в кустарную игрушечно-резную артель. Однако, начавшиеся вскоре военные действия и последовавший за ними экономический кризис, привели к упадку промысла.

В 1923 г. Организовывается артель «Богородский резчик». Наряду с традиционной продукцией промысла мастера артели создавали изделия, отражавшие новые условия жизни. (В.С.Зинин «Чапаевская точанка », А.А. Пронин «Красный обоз», Н.А. Ерошкин «Колхозная бригада»).

В 1930-е годы Богородская пластика обогащается жанровыми сюжетами, повествовательного характера, выполненных по мотивам сказок, подкупающих искренностью художественного языка. (работы И.К. Сутулова, Н.А.Ерошкина, В.Т.Полинова). Качественно новый виток наступает в 60-е годы. Наиболее знамениты мастера Н.М.Максимов, М.И.Смирнов, Н.М.Шипеев и многие другие. В 70-е и 80-е годы отмечены появлением интереса к историческому прошлому страны и народной культуре. В произведениях художников воплощается характерное для народных мастеров оптимистическое праздничное понимание бытия. Богородская резьба и сейчас занимает значительное место в декоративном искусстве. Богородские мастера, передавая из поколения в поколение традиции своего искусства, создали игрушки своеобразные, неповторимые.

Прекрасно используя художественную выразительность фактуры и цвета дерева, мастера умело сочетают в игрушке гладкую обработку поверхности с неглубокими порезками и выемками, которыми они передают различные детали. Для богородских игрушек характерны сюжетные, групповые композиции, жанровые сцены, мастера часто используют сказочные и исторические темы. Многие игрушки делаются движущимися, что усиливает их выразительность. Они выполняются в технике скульптурной резьбы. При изготовлении используется древесина липы, ольхи и осины.

С богатыми художественными традициями промысла можно познакомиться на примере экспонатов ассортиментного кабинета предприятия «Богородская фабрика художественной резьбы по дереву», где любителям народного искусства проводятся увлекательные экскурсии.

Села: Абрамцево, Кудрино, Ахтырка и пос. Хотьково.

(Сергиево-Посадский район).

Сергиево-Посадский край в течение уже нескольких столетий является одним из крупнейших в России центров по художественной обработке дерева.

Абрамцево- Кудринская резьба, художественный промысел резьбы по дереву, сформировавшийся в конце 19 в. в окрестностях подмосковной усадьбы Абрамцево Абрамцево, усадьба близ города Загорска Московской области; с 1843 - имение Аксаковых, с 1870 - С. И. Мамонтова, с 1918 - музей. В парке, прилегающем к деревянному усадебному дому середины 18 в Возникновение промысла тесно связано с художниками абрамцевского кружка и в первую очередь Е. Д. Поленовой, организовавшей в усадьбе С. И. Мамонтова в 1882 столярно-резчицкую мастерскую, в которой учились и работали резчики из окрестных сел Хотькова, Ахтырки, Кудрина, Мутовки. В 1890 один из учеников В. П. Ворносков основал собственное производство в родном селе Кудрине и стал работать по заказам абрамцевской мастерской.

В кудринской мастерской сформировался особый стиль орнаментальной резьбы, были найдены удачные сочетания плоскорельефной резьбы с геометрической, заложены принципы органичного использования резного декора в утилитарных предметах. В первые годы работы большую помощь в становлении особого «ворносковского» стиля оказали профессиональные художники — В. И. Соколов, С. В. Малютин, сотрудники Кустарного музея. Изделия Ворноскова и его последователей — ковши, шкатулки, бочата, солонки, декоративные блюда и вазы, покрытые ритмичным растительным орнаментом, отличает разнообразие тонировки, подчеркивающей природную красоту дерева. В основе растительного орнамента лежат не только образцы резных крестьянских изделий и домового декора, но и орнаментальные заставки старопечатных книг. Развитие орнамента кудринских мастеров шло от соединения отдельных элементов — веточек, завитков, розеток — к цельным орнаментальным композициям, покрывающим все изделие. В 1922 в Кудрине была организована артель «Возрождение», которая стала быстро развиваться, в середине 1930-х гг. в ней работало уже более 120 человек. Изделия артели пользовались большим спросом, неоднократно отмечались дипломами российских и международных выставок. В 1936 был выполнен уникальный заказ: оформление одного из входов на выставку народного искусства в Третьяковской галерее. Это единственная работа кудринцев в области монументального искусства. В последующие годы развивали промысел мастера и художники разных поколений — В. В. Ворносков, М. В. Артемьев, А. И. Гуляева, З. Н. Бородулина, Т. В. Альхимович, Л. В. Баркан, Н. Н. и Г. И. Симанкины. В настоящее время центр промысла находится в город ГОРОД – особая территориально-административная, социально-хозяйственная, социокультурная форма существования общества, некая универсалия всемирной истории, всегда имевшая устойчивые признаки, ое Хотькове Сергиево-Посадского района, где работает фабрика резных художественных изделий. Мастеров абрамцевско-кудринской резьбы готовит Абрамцевский художественно-промышленный колледж имени В. М. Васнецова.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Еще по теме:

Украинская портретная живопись 18 века
Реалистические тенденции были характерны для портретной живописи, который отмечался наличием разных стилей. Именно стилевые отличия портретной живописи стали ее специфической особенностью. Среди мастеров живописи стоит отметить Иову Кондз ...

Технология танца модерн
К 1960-м годам хореографический театр США вступил в новый этап развития. Исследовательница Линн Гарафола в одном из своих статей убедительно показывает, как в Нью-Йорке, вопреки космополетическому характеру этого города, оформились истинн ...

Библиотека Мазарини
Кардинал Джулио Мазарини. Что мы знаем об этой весьма неординарной личности? С легкой руки Дюма данный человек представлен перед нами в весьма нелицеприятном свете. Но так ли это было на самом деле? Умнейший человек и тонкий политик - он ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы