Развитие русской культуры во второй половине XVIII веке

Информация о культуре » Культура и образование в эпоху Екатерины II » Развитие русской культуры во второй половине XVIII веке

Страница 1

XVIII век – время больших перемен. Многовековой процесс развития русской культуры вступает в новую стадию своего развития. Преодолевается локальность и сословная ограниченность, происходит формирование национальной культуры. Определяющим становится именно светское направление: создаётся светское просвещение, многовековой процесс накопления знаний вступает в завершающую стадию: превращение в науку; складывается новый, близкий к разговорному литературный язык, появляется национальная русская литература, увеличивается число печатных изданий; создаются шедевры церковного зодчества, в которых чётко прослеживаются элементы гражданской архитектуры; развивается живопись, скульптура.

Важным является то, что во второй половине XVIII века формируется просветительская мысль, и идея просвещения глубоко проникают во все сферы культурного процесса. Просвещение – философское течение, представленное Вольтером, Дидро, Руссо, главной мыслью которых было усовершенствование человеческой личности. Решающую роль в осуществлении идеалов просветители отводили просвещённому монарху, способному преобразовать страну на разумных, гуманных началах. Идеи просвещения были настолько популярны, что их одинаково восприняли представители консервативной мысли ( А. П. Сумароков, М. М. Щербатов), либеральной ( Н. И. Новиков, Д. И. Фонвизин) и революционной ( А. Н. Радищев).

Особенностью русского просветительства являлась антикрепостническая направленность. Эта тенденция нашла отражение прежде всего в деятельности Н.И. Новикова – крупнейшего издателя и журналиста (сатирические журналы «Трутень», «Живописец», «Кошелёк»), а также Радищева, стоявшего на позиции радикального просветительства ( «Путешествие из Петербурга в Москву»).

Литература второй половины XVIII века оставалась по преимуществу дворянской. Среди низов городского населения и в крестьянской среде были распространены устные сочинения народной поэзии, а также разнообразные повести, входившие в состав рукописных книг. Жизнь крепостных крестьян отразил « Плач холопов», появившийся среди крепостных в 1767 – 1768 гг., т. е. накануне крестьянской войны. Появляется множество сатирический повестей, пародирующих царский суд, солдатскую службу, волокиту в правительственных инстанциях.

Печатная литература второй половины XVIII века представлена тремя направлениями. Первое из них – классицизм воплотился в творчестве А. П. Сумарокова, перу которого принадлежит, кроме множества лирических и сатирических стихотворений, 9 трагедий и 12 комедий. Он признан создателем репертуара русского театра. Сумароков по своим идейно-политическим взглядам примыкал к консервативному лагерю, также выступал противником церковного суеверия и домостроевского уклада семейной жизни, был сторонником женского образования. Свой долг писателя он видел в просвещении дворянства. Комедии Сумарокова, как и трагедии, выполняли воспитательные функции, они были нацелены на исправление нравов и устранение человеческих пороков.

Другим направлением было художественно-реалистическое, самый крупный след в котором оставил Д. И. Фонвизин – автор комедий «Бригадир» и «Недоросль».

Комедии Фонвизина внешне схожи с сочинениями классицизма: в них 5 актов, соблюдено единство места и времени, в фамилиях заложена характеристика героев. Однако в них выведены не отвлечённые действующие лица, наделённые либо пороками, либо добродетелями, а живые люди, художественно обобщённые характеры, порождённые крепостнической действительностью. Объективное значение комедий Фонвизина выходит за рамки бичевания недостатков воспитания, они обличают пороки крепостничества, допускавшего бесчеловечное обращение с крестьянами.

Третье направление известно под именем сентиментализма. Приверженцы сентиментализма показывают чувства рядового человека, иногда ничем не выделяющегося. В психологических романах и повестях сентименталисты изображали интимную жизнь, семейный быт. В их произведениях герои уходят от общественной деятельности, уединяются на лоне природы. Для сентиментализма характерна идиллическая картина сельской жизни: барин проявляет отеческую заботу о крестьянах, а те отплачивают ему уважением и послушанием. Самым крупным представителем этого направления был Карамзин Н. М., а самым значительным его сочинением – повесть «Бедная Лиза». В основу повести положен сентиментальный вымысел об отношениях между бедной крестьянской девушкой Лизой и молодым офицером Эрастом. Идиллические отношения заканчиваются трагедией – соблазнённая Лиза кончает жизнь самоубийством.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Религия и культура древних цивилизаций
Это было время, когда люди начинали осознавать свою выделенность из природы и отдельность от других людей. Древние египтяне преобразовали, окультурили долину Нила, и уже различали, с одной стороны, “людей”, а с другой не только животный и ...

Экспозиционная выставочная работа
Экспозиционно-выставочный отдел является структурным подразделением РГИА. До этого организацией и проведением выставок занимался отдел информации и научного использования документов. Он и сейчас выполняет большую работу по просмотру и отб ...

Русская культура в период Киевской Руси и удельных княжеств
Государственный строй и материальная культура. Киевская Русь – раннефеодальное государство IX – первой трети XII в., объединявшее восточнославянские и ряд неславянских племен, с центром в Киеве. Это обширное государственное образование за ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы