Дворцы Петербурга

Информация о культуре » Дворцы Петербурга

Страница 2

После этого почти два десятилетия дворец пустовал. В первой четверти XIX в. архитектор Карл Росси перепланировал территорию вокруг замка — были засыпаны каналы, но сохранились мосты через них. Наконец, в 1819 г. его передали Инженерному училищу и уже с 1823 г. замок официально стал называться Инженерным. В этом училище инженерное образование получил множество выдающихся русских военных инженеров, в частности, герой Севастопольской обороны во время Крымской войны генерал Тотлебен, и герой Великой Отечественной войны генерал Д. Карбышев. А самым знаменитым выпускником училища стал великий русский писатель Ф.М. Достоевский.

Вокруг Михайловского (Инженерного) замка разбит Михайловский сад, напротив дворца установлен памятник Петру I, выполненный Бартоломео Растрелли-старшим. Этот памятник Растрелли начал делать еще при жизни Петра, закончил в 1746 г., однако он был установлен только императором Павлом. Поэтому неслучайно памятник украшает надпись «Прадеду правнук».

Первое упоминание о Петергофе относится к 1705 г. Здесь, в путевом дворце Петр I останавливался на пути из строившегося Петербурга в Кронштадт. С 1714 г., после первых значимых побед в Северной войне, началось строительство парадной царской резиденции.

Автором первого проекта дворца, возможно, был сам Петр I, ведь в основе первоначального варианта чертежей лежали его карандашные рисунки. Северный «парадиз», т.е. «рай», государь решил посвятить победам русской армии и флота в Северной войне. Замыслы русского государя воплощали в жизнь иностранные и русские мастера — архитекторы Ж.-Б. Леблон, И.Ф. Браунштейн, Н. Микетти, М. Земцов, скульптор Б. Растрелли. Позднее в работе над строительством Петергофа участвовали В.В. Растрелли, Н. Пино, К. Оснер, Т. Усов, И. Мордвинов.

Еще при жизни Петра I, за десять лет были созданы Верхний сад и Нижний парк, прорыт Морской канал, на гребне склона возведены Верхние палаты (Большой дворец), а перед ними Большой каскад — система фонтанов и водных каскадов, построены малые дворцы и множество фонтанов. Проообразом всего петергофского ансамбля отчасти послужила резиденция французских королей — Версаль. Более всего о нем напоминает планировка Верхнего сада, разбитого со стороны южного фасада дворца: прямые дорожки, газоны в форме геометрических фигур, бассейны с фонтанами. Центральный из них украшен скульптурной группой Б. Растрелли «Нептунова телега». Причем фигура мифического морского бога олицетворяла Петра I — нового властителя Балтики.

Большой дворец — это истинное произведение архитектурного и инженерного искусства. Построенный Ж.-Б. Леблоном дворец с самого начала подтапливало водами Финского залива, и поэтому архитектор соорудил подземный акведук для отвода вод из подвала. В самом дворце Леблон устроил сквозной вестибюль, проделал широкие двери и окна в Итальянском салоне, украсил его деревянными резными панелями и живописью.

В 1719 г. архитектор И.Ф. Браунштейн провел внутреннюю отделку дворца. Самым удачным его творением стал кабинет Петра I, украшенный резными дубовыми панелями. В 1745–1755 гг. по велению императрицы Елизаветы Петровны В.В. Растрелли перестроил и расширил Большой дворец: увеличил центральную часть, пристроил два боковых флигеля и соединил их галереями с боковыми корпусами — Церковным и Гербовым. Именно в таком виде Большой дворец дошел и до наших дней.

К центральной части Большого дворца, обращенного в сторону моря и Нижнего парка, примыкает уникальное, не имеющее аналогов сооружение — Большой каскад. Он представляет собой пятиарочный грот в основании дворца, обрамленный с трех сторон каскадными лестницами. На лестницах размещены 38 статуй и 213 мелких скульптурных произведений, а также 75 фонтанов. Большой каскад начал действовать в 1723 г., и в наши дни он представляет собой феерическое зрелище: по мощным уступам низвергаются потоки воды, в живописном узоре водяных струй сверкают позолотой статуи античных богов и героев. Центром скульптурного убранства Большого каскада стал фонтан-монумент «Самсон, раздирающий пасть льва», установленный в 1735 г. в честь победы в Полтавском сражении.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Расцвет художественной культуры и искусства
Эпоха Возрождения вызвала глубокие изменения во всех областях культуры – в философии, науке и искусстве. Одно из них состоит в том, что философия становится все более независимой от религии, перестает быть «служанкой богословия», хотя до ...

Культурная антропология: этапы ее развития, основные школы и направления
Антропология – это наука о человеке. Антропология подразделяется на физическую и культурную антропологию. Культурная антроп-я изучает искусственный, а не природный мир человека. Она включает в себя лингвистику, археологию и этнологию. Кул ...

Прорезная, или пропильная резьба по дереву
Прорезная резьба называется также сквозной, или пропильной. При этом способе резьбы удаляют фон. В сочетании с рельефной или геометрической резьбой создается впечатление воздушности изделия. Приемы выполнения прорезной резьбы очень прост ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы