Дворцы Петербурга

Информация о культуре » Дворцы Петербурга

Страница 2

После этого почти два десятилетия дворец пустовал. В первой четверти XIX в. архитектор Карл Росси перепланировал территорию вокруг замка — были засыпаны каналы, но сохранились мосты через них. Наконец, в 1819 г. его передали Инженерному училищу и уже с 1823 г. замок официально стал называться Инженерным. В этом училище инженерное образование получил множество выдающихся русских военных инженеров, в частности, герой Севастопольской обороны во время Крымской войны генерал Тотлебен, и герой Великой Отечественной войны генерал Д. Карбышев. А самым знаменитым выпускником училища стал великий русский писатель Ф.М. Достоевский.

Вокруг Михайловского (Инженерного) замка разбит Михайловский сад, напротив дворца установлен памятник Петру I, выполненный Бартоломео Растрелли-старшим. Этот памятник Растрелли начал делать еще при жизни Петра, закончил в 1746 г., однако он был установлен только императором Павлом. Поэтому неслучайно памятник украшает надпись «Прадеду правнук».

Первое упоминание о Петергофе относится к 1705 г. Здесь, в путевом дворце Петр I останавливался на пути из строившегося Петербурга в Кронштадт. С 1714 г., после первых значимых побед в Северной войне, началось строительство парадной царской резиденции.

Автором первого проекта дворца, возможно, был сам Петр I, ведь в основе первоначального варианта чертежей лежали его карандашные рисунки. Северный «парадиз», т.е. «рай», государь решил посвятить победам русской армии и флота в Северной войне. Замыслы русского государя воплощали в жизнь иностранные и русские мастера — архитекторы Ж.-Б. Леблон, И.Ф. Браунштейн, Н. Микетти, М. Земцов, скульптор Б. Растрелли. Позднее в работе над строительством Петергофа участвовали В.В. Растрелли, Н. Пино, К. Оснер, Т. Усов, И. Мордвинов.

Еще при жизни Петра I, за десять лет были созданы Верхний сад и Нижний парк, прорыт Морской канал, на гребне склона возведены Верхние палаты (Большой дворец), а перед ними Большой каскад — система фонтанов и водных каскадов, построены малые дворцы и множество фонтанов. Проообразом всего петергофского ансамбля отчасти послужила резиденция французских королей — Версаль. Более всего о нем напоминает планировка Верхнего сада, разбитого со стороны южного фасада дворца: прямые дорожки, газоны в форме геометрических фигур, бассейны с фонтанами. Центральный из них украшен скульптурной группой Б. Растрелли «Нептунова телега». Причем фигура мифического морского бога олицетворяла Петра I — нового властителя Балтики.

Большой дворец — это истинное произведение архитектурного и инженерного искусства. Построенный Ж.-Б. Леблоном дворец с самого начала подтапливало водами Финского залива, и поэтому архитектор соорудил подземный акведук для отвода вод из подвала. В самом дворце Леблон устроил сквозной вестибюль, проделал широкие двери и окна в Итальянском салоне, украсил его деревянными резными панелями и живописью.

В 1719 г. архитектор И.Ф. Браунштейн провел внутреннюю отделку дворца. Самым удачным его творением стал кабинет Петра I, украшенный резными дубовыми панелями. В 1745–1755 гг. по велению императрицы Елизаветы Петровны В.В. Растрелли перестроил и расширил Большой дворец: увеличил центральную часть, пристроил два боковых флигеля и соединил их галереями с боковыми корпусами — Церковным и Гербовым. Именно в таком виде Большой дворец дошел и до наших дней.

К центральной части Большого дворца, обращенного в сторону моря и Нижнего парка, примыкает уникальное, не имеющее аналогов сооружение — Большой каскад. Он представляет собой пятиарочный грот в основании дворца, обрамленный с трех сторон каскадными лестницами. На лестницах размещены 38 статуй и 213 мелких скульптурных произведений, а также 75 фонтанов. Большой каскад начал действовать в 1723 г., и в наши дни он представляет собой феерическое зрелище: по мощным уступам низвергаются потоки воды, в живописном узоре водяных струй сверкают позолотой статуи античных богов и героев. Центром скульптурного убранства Большого каскада стал фонтан-монумент «Самсон, раздирающий пасть льва», установленный в 1735 г. в честь победы в Полтавском сражении.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Звуковые эффекты в фильме «Пассажир поезда №12»
Кадры кинохроники были беззвучны. Звукорежиссер фильма «Пассажир поезда №12» сумел оживить черно-белую картинку при помощи искусственного наложения звука. В киноленте авторы использовали музыкальные произведения Петра Чайковского, Модеста ...

Храм Нике Аптерос
Перед короткой стороной пропилеи библиотеки возвышается небольшой изящный храм, самое маленькое здание Акрополя (архитектор Калликрат, 449—421 годы до н. э.). Выполненный в ионическом стиле этот храм посвящен Нике Аптерос — «Бескрылой Поб ...

Основные этапы развития культуры Древней Греции
В истории древнегреческой культуры обычно выделяют следующие этапы (периоды): 1) крито-микенский (III –II тыс. до н.э.) 2) гомеровский (XI – IX вв. до н.э.) 3) архаический (VIII – VI вв. до н.э.) 4) классический (V – IV вв. до н.э.) ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы