Историко-теоретический аспект темы проекта

Информация о культуре » Погрудный рельефный портрет » Историко-теоретический аспект темы проекта

Страница 1

Медальоны, медали и плакетки, их назначение и характерные особенности

Медаль — это своеобразная летопись эпохи, созданная средствами малой пластики. В ней находят отражение исторические события, экономическая жизнь страны, развитие науки и культуры. Медаль изготавливают из прочного металла, она почти не подвергается разрушению временем: жизнь ей обеспечена на века.

Медаль по своим средствам выражения является скульптурным памятником. Однако, в отличие от скульптуры, медаль не требует больших затрат на свое воплощение и может живо откликнуться на любое событие, отразить и отметить его. Отсюда актуальность медали, ее особая историческая документальность. Медаль позволяет запечатлеть на века значительные события эпохи, облик видных государственных деятелей, представителей науки и искусства.

Слово «медаль» происходит от латинского слова metallum. Так с давних пор называли металлический знак, изготовленный в честь или в память важного события или выдающейся личности. Первоначально этот знак выполнял роль награды.

Некоторые авторы отождествляют понятия «медаль» и «медальон». В действительности, между ними имеются различия, хотя и небольшие. Литые медальоны используются как украшения в виде брошей, амулетов, кулонов и пр. Медальонами также называли особенно красивые греческие и римские монеты, также служившие украшениями. В некоторых случаях медальонами в настоящее время называют особо крупные медали, например, на памятниках. Литые плакетки или, как их называют в некоторых литературных источниках, плакеты, представляют собой плоские четырехугольные или многоугольные художественные отливки с мелким рельефным изображением па лицевой стороне. Как правило, обратная сторона без изображений. Некоторые плакетки и овалы, как медали и медальоны, иногда служили, наряду с монетами-амулетами, оберегами, защищающими от опасностей, болезней и других бед.

Расцвет техники медальерного искусства относится ко времени императорского Рима. Прообразом современной медали могут служить золотые, серебряные и бронзовые греческие и римские монеты, изготовленные способом чеканки.

Рис. 1. Бронзовые медали эпохи Ренессанса: а, б — работа Пизанелло (1395-1455 гг.); в — аверс и реверс медали работы Б. Челлини (1500-1571 гг.)

погрудный рельефный портрет скульптура

Возникновение медальерного искусства в современном понимании падает на конец XIV — начало XV века и неразрывно связано со становлением культуры Возрождения. Памятные медали эпохи Возрождения (возникли в 14—16 вв.— Пизанелло, Маттео де Пасти, Бенвенуто Челлини в Италии, Жермен Пилон во Франции) отличались яркой индивидуальностью портретных характеристик (на лицевых сторонах) и пластическим совершенством аллегорических фигур (на оборотных сторонах). Введение твердых стальных штемпелей помогло медальерам барокко (Жан Варен, Гийом Дюпре во Франции) и классицизма (П. П. Уткин, Ф. П. Толстой в России) достичь в героизированных композициях ювелирной тщательности и чистоты отделки деталей.

XVII век занимает особое место в истории европейского искусства. Медальерное искусство развивается почти во всех странах Европы. Укрепление абсолютистской власти в ведущих европейских государствах нашло свое отражение в медали. Серийность ее производства, прочность материала, обеспечивающая долголетнее существование, и, наконец, легкость транспортировки способствовали тому, что медаль распространилась по всему континенту. Однако, становясь официальным памятником, медаль утрачивает ту свободу и демократичность, которые были ей свойственны в эпоху Возрождения. Главным объектом изображения в XVII веке становится король (лицевая сторона медали) и его деяния: выстроенные при его правлении архитектурные ансамбли, дворцы, флотилии, а также одержанные победы (обратная сторона медали).

В XVIII веке медальерное искусство активно развивается. Портреты правителей по-прежнему занимают ведущее место, но передаче исторических событий, раскрытых в условной аллегорической форме, уже придается все большее значение. От эпохи романтизма (Пьер Жан Давид д'Анже) в М. и. 19 в. идут поиски живописности и свободы пластической светотеневой лепки. В М. и. 20 в. значительно расширяется круг выразительных средств (контррельеф, углубленный контур, чернение, эмаль), усложняются композиция, пластический язык и фактура круглых медалей и плакеток, обогащается тематика медалей, включаются философские, социальные, публицистические аспекты современностиНаряду с изображениями пап, правителей и кардиналов на медали появляются портретные изображения поэтов, гуманистов, художников, философов.

XIX век отмечен расширением тематики медалей, а также количественным ростом их выпуска. Во Франции, Германии, Польше, России работает значительно больше мастеров-медальеров, чем в предыдущем столетии.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Исторические музеи
В начале XIX века музеи впервые начали выполнять определенную роль в пробуждении национального самосознания у этносов, которые находились под чужеземным гнетом или подвергались агрессии со стороны сильных соседей. Одновременно пришло приз ...

Характеристика культур, предшествовавших Басандайской культуре
Невозможно дать полную характеристику Басандайской культуре, без изучения особенностей культур, предшествовавших Басандайской. Мне хотелось бы остановиться на описании особенностей культур эпохи бронзы. Кротовская культура. К середине II ...

Создание Союза дизайнеров СССР и Союза дизайнеров Беларуси
В 1987 г. в Москве в Колонном зале Дома Союзов собрались представители дизайнерских организаций со всех концов СССР. Речь шла о создании собственного творческого союза, Союза дизайнеров СССР. В уставе союза была сформулирована его цель: « ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы