Проблемы исторического развития культуры в трудах К. Ясперса

Информация о культуре » Основы культурологии » Проблемы исторического развития культуры в трудах К. Ясперса

В культурологии разраб теории линейного развития К. Одна из таких теорий была разраб нем философом К. Ясперсом: '' Смысл и назначение истории'' (1949). Я. Предлож противоположность теории культ циклов идею, кот заключ в том, что чел-во имеет ед истоки и общую цель. В развитии всемир ист Я. Выдел 4 периода: 1. Доисторическая эпоха; 2. Эпоха древних культур; 3. Осевая эпоха; 4. Новая научно-тех. Доисторическая(20 тыс.лет до н.э.): чел живёт вне истории, он лишён чувства времени, почти не выделяя себя из природы и животного мира. В это время происх возник языков, изобрет орудий труда. Чел нач исп огонь. Формир мифологич картина мира и соответ ей правила поведения. Важным признаком К. эпохи Я. Счит тип коммуникации. В доисторич период Коммуник выполн практич роль. Доисторич период продолж до конца IV тыс. до н.э. В это время возник великие культуры древности: Шумерская, Египетская, Эгейская, Культура Доарийской Индии. Возник гос-во, письменность, начинает исп сила воды. Всё это знаменует переход к новой фазе культ развит. – Историческому периоду. Между 800 и 200 гг. до н.э. происх культ переворот, кот Я. Назвал началом Осевого Времени. Он происх независимо одновременно в 3-х регионах: на Востоке, на Ближнем Востоке(Иран, Палестина), на Западе(Др. Греция). В это время происх переход от мифологич к рацион научному знанию, заклад основу научных и философских знаний, искусства и мировых религий, формир категориальный аппарат, отвеч треб-м соврем науки. Вначале на путь осевого вр вступили лишь немногие этнические общ-ти, но в дальнейшем и др народы начинают воспринимать идеи осевого времени и включ в историч развитие. В осевую эпоху происх изм-е мировоз-й чел. Он осознаёт бытий в целом, самого себя и свои границы. Осознание безгранич мироздания и своей собст незащ-и разруш непосредст, гармоничное отнош к миру. Это чувство Я. Наз историческим сознанием. Осознание собственного одиноч-ва порожд потреб общения с др людьми. Это дух общение Я. наз подлинным экзистенциальным общением. Новая научно-тех эпоха: этот новый тип К. формир в эпоху Возрождения, утверж в Новое Время. Он основан на достиж науки и техники. Для соврем эпохи хар-но глобальное ед-во чел. Европейская К. оказ влияние на все др мировые К. Однако, Я. Полагает, что соврем Европ К. нельзя рассматр в качестве второй основ мировой истории, поскольку в основе истории, как ед процесса, должно лежать дух начало. Анологию соврем Европ К. следует искать не в осевой, а в доисторической эпохе. Я. счит, что, если в будущем наступит второе осевое время, то это произойдёт тогда, когда будут открыты новые основы дух жизни общ-ва.

Еще по теме:

Эволюция искусства в каменном веке
Палеолит. Обычно авторы популярных пособий связывают отсчет развития первобытного искусства с началом верхнего палеолита (40–30 тыс. лет до н.э.), чему есть свои объяснения. Именно с этой стадии жизни первобытного общества, судя по раскоп ...

Историческое развитие праздника – отражение быта и веры
Что же значил Купала для славян? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо рассмотреть два периода, существовавших до и после ключевого исторического события – Крещения Руси. Первый период – это эпоха язычества. Стремление познать тайны ...

Искусство Древнего Востока
История древнего мира развивалась медленно. Новый важный шаг в развитии человеческой культуры сделали великие цивилизации Древнего Востока — Египет и Месопотамия. Здесь на рубеже IV – III тыс. до н.э. утвердился новый социальный порядок, ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы