Эти кусочки металлической фольги наклеивают трагантом в тех местах, где они должны быть согласно контуру рисунка. Фильтровальной бумагой кусочки приглаживают, слегка прижимая чтобы они плотно легли на металлическую основу. Затем наносят тугоплавкую темную эмалевую, растертую с лавандовым маслом краску, которая должна выдерживать многочисленные обжиги и не растрескиваться. Когда все высохнет, пластину обжигают. После охлаждения можно наносить на фольгу прозрачные эмали. Их следует предварительно растереть описанным выше способом и сохранять в воде. Затем маленьким шпателем каждая краска наносится на соответствующее место. Желтая, красная и зеленая эмаль — на золотую фольгу, для сохранения цвета серебра на него наносится бесцветная эмаль. Затем изделие опять просушивают и обжигают еще раз. Просматривая после обжига изделие, вы получите удовлетворение, видя, что все нанесенные эмали сверкают, как драгоценные камни, благодаря тому, что свет отражается от металла в углублениях.
При обжиге изделия могут образоваться небольшие сколы эмали. В этом случае после охлаждения на место сколов снова наносится эмаль и изделие еще раз обжигают.
Если из-за многократных обжигов рисунок с эмалевой основы исчез, то кальку снова накладывают точно на то же место, что и прежде, прижимают контуры к эмали и еще раз наносят пунктиры.
Для дальнейших работ следует смешать примерно с наперсток тонко растертой белой эмали на предметном стекле стеклянной ложечкой с терпентином, который затем испарится, до густоты полужидкой кашицы, которую хранят во избежание попадания пыли в закрытой таре. Этим составом при добавлении вязкотекучего масла, приготавливаемого из терпентина, и выполняют живопись. Перед обычным лавандовым маслом, которым пользуются художники по фарфору, этот состав имеет то преимущество, что сохнет быстрее и защищает живопись от запыления.
Простейший рабочий инструмент, который можно изготовить самостоятельно, представляет собой жесткую, длинную и тонкую кисточку, конец которой ровно срезан, и несколько острых иголок в деревянных ручках. Эмалевые краски наносят кисточкой и затем распределяют по поверхности иголкой, для получения светлых мест наносят белую эмаль толстым слоем, а теней и полутеней — соответственно тонким слоем. Эта работа должна производиться очень быстро, так как эфирсодержащее масло быстро сохнет и раз высохшие краски невозможно больше растереть. Когда первый слой белой эмали обожжен, то, естественно, получают лишь очень блеклое изображение модели, которое-необходимо доработать: выписать лицо, тело, усилить световые блики, повторив операцию два-три раза». Затем Попелин обращается к технике гризайль и подчеркивает, что при выполнении таких деталей, как нос, глаза, губы и т.д., без доработки иглой не обойтись, и продолжает дальше: «Перед последним обжигом белой эмали наносят отдельные точки, которые должны изображать или жемчужины или драгоценные камни; ниспадающее легкое покрывало намечается совсем легким слоем белой эмали. Если покрывало должно быть цветным, то нам следовало бы в самом начале перед накладкой фольги моделировать его белой эмалью, обжечь ее и одновременно окрашенными прозрачными эмалями, окрашивающими фольгу, придать оттенок. Таким же способом можно смоделированные белой эмалью части тела покрывать тонким слоем эмали телесного цвета.
В заключение еще раз на контуры в сетке для волос или на костюм добавить черной эмали и обжечь. Теперь золотом выполняем белокурые волосы женской головки. Для этого используют обычную золотую краску, имеющуюся в продаже, разбавляют ее с водой и наносят очень тонкой акварельной кисточкой. Здесь не обойтись без гравировальной иглы: с ее помощью мы убираем золото, когда оно высохло, с тех мест, где есть тени. Это позволяет добиться таким образом очень тонкого, напоминающего гравировку исполнения. Точно так же выполняется узор ткани или вышивка золотом на костюме, надписи и подпись художника на основе. Во всех случаях нанесение золота должно быть последней операцией. Его закрепляют слабым обжигом, и работа готова.
Еще по теме:
Художественно-дизайнерская проработка
Средневековое искусство Дальнего Востока, как известно, насквозь метафорично и символично; ему свойственно желание увидеть не частное и конкретное в его собственной ценности, но осознать это конкретное как знак чего-то более значительного ...
Тема русского характера в русской общественной мысли
Хотя судьба России, ее место в мировой истории занимал и русских мыслителей, по крайней мере, с периода Московской Руси, полноценный теоретический анализ этих вопросов начался лишь в XIX веке.
В числе недостатков русского характера назыв ...
Субкультура и ее разновидности
культурология субкультура массовая элитарная общество
Субкультура с точки зрения культурологии же субкультура - это такие объединения людей, которые не противоречат традиционным ценностям культуры, а дополняют ее. Отличаться между собой ...