Документального кино — это сложный жанр, подготовка и работа над которым занимает длительное время: отбирается жизненный и документальный материал, на основе которого создается сценарий. Структура документального фильма многообразна: используются как постановочная, так и репортажная съемка, натурные и интерьерные съемки, архивные видео и фотоматериалы.
Перед режиссером всегда встает вопрос: как представить собранный материал зрителю. Другими словами, режиссер ищет форму подачи своего будущего фильма. Форма может быть различной: рассказ героя, дневниковые записи, история одного дня и т.д
Основной упор авторы фильмов делают на видео и звук. Первый звуковой фильм «Певец джаза» был продемонстрирован зрителю в 1927 году. С того момента прошло много времени. Практика подвергла классификации все возможные варианты использования звука на экране. У каждого варианта есть свое зафиксированное название. Принято разделять звуки на три категории: слово, музыка, шум. Каждая из этих категорий имеет свою классификацию. Например, слово имеет четыре основных аспекта: диалог, авторский текст, закадровый монолог или диалог, внутренний монолог.
«В практике создания фильмов и передач не всегда в чистом виде применяется тот или другой прием. Иногда можно встать на путь их совмещения. Диалог сочетать с авторским комментарием, внутренний монолог с прямыми репликами и т.д. в зависимости от режиссерского замысла». [8, с. 47]
Музыку принято делить на два вида: музыка в кадре и закадровая музыка. В любых вариантах, когда мы видим источник, причину звучания музыки на экране, она попадает в категорию «музыки в кадре». Это может быть оркестр, который играет в данный момент в кадре, радиоприемник и даже наушники плеера.
Закадровая музыка всегда обусловлена авторским решением и может выполнять различные функции. Она может быть авторской — выражать отношение автора к происходящему действию. Может быть выражением чувств героя. Может создавать у зрителя определенное настроение и может выполнять еще добрый десяток режиссерских задач.
Все музыкальные композиции можно разделить на три основных вида: иллюстративная, настроенческая, драматургическая.
Иллюстративной обычно называют музыку, которая в своем характере, ритме и содержании повторяет изобразительный ряд. Настроенческой ту, которая привносит на экран эмоциональное, чувственное отношение автора к описываемым событиям. Драматургической по функциональной роли чаще всего называют музыку, которая дополняет своим содержанием действие в изображении и тексты, произносимые в кадре и за кадром, или меняет понимание содержания кадров и слов зрителем.
«Как в изобразительном ряду может идти рассказ или от автора или от имени персонажа, так и в музыке на экране, в ее функциональных возможностях существуют две позиции: позиция автора и позиция персонажа, объективное или субъективное выражение чувств, настроения, отношения к событию или к другому персонажу. Выбрать позицию — одна из первых задач для режиссера, звукорежиссера, композитора или компилятора. Конечно, чаще всего в экранном творчестве музыка выражает авторское начало». [8, с. 81]
Следующий звуковой эффект, который широко применяется режиссерами - шумы. Они подразделяются на две простые категории: синхронные и фоновые.
Еще по теме:
1930-е гг.- первая волна репрессий против церкви
С 1930 г. начался процесс повсеместного закрытия церквей, гонений на церковнослужителей. Как правило, закрытию церкви предшествовали «просьбы трудящихся». Большую роль в истории государственно-церковных отношениях играло постановление 192 ...
Сюжетные картины
картина петров водкин пространственный континуум
«Сон» (Приложение )был написан в России в 1910 году. Внешняя канва этой картины аллегорична. Художник, изображая сцену пробуждения юноши в присутствии двух женщин, имел в виду олицетворени ...
Ювелирное дело
Ювелирное дело на Руси представлено огромным количеством материалов. Каждый женский курган содержит в себе различное «узорочье» и «утварь гривную» в количестве, зависящем от достатка и зажиточности его владелицы.
Большинство технических ...