Особенно знаменательна в спортивной биографии Кажымукана его встреча с чемпионом Японии по борьбе джиу-джитсу Саракики Джиндофу. Это было в Токио. После официального закрытия чемпионата мира по французской борьбе на ковёр вышел японский силач и заявил, что он, применяя приёмы борьбы джиу-джитсу, заставит лечь на лопатки любого борца из любой страны мира. Ни один из борцов не отозвался на призыв. Всем борцам было известно, что в этом виде борьбы не существует запрещённых приёмов. Разрешается ломать и выкручивать руки и ноги, кусаться, душить, применять самые дикие силовые и болевые приёмы рукопашного боя. До этого было несколько случаев, когда некоторые европейские борцы пытались проучить самоуверенных японцев, но возвращались домой инвалидами. Сначала Кажымукан не понимал, почему в зале все притихли. Когда ему перевели слова японского чемпиона, он сбросил свой чапан и, не задумываясь, выбежал на арену.
Японец прыжком оказывается рядом с Кажымуканом и разрывает ему ухо, затем резко отходит от него. Затем вновь, приближаясь в прыжке, разрывает Кажымукану нижнюю губу. Истекая кровью, Кажымукан, изловчившись, берёт японца в свой мощный захват и с огромной силой и резкостью швыряет его на ковёр и тем самым кладёт конец мифу о непобедимости японцев в борьбе джиу-джитсу. Схватка японского борца с Кажымуканом закончилась для японца трагически. Он через некоторое время скончался. О смерти Саракики имеется несколько сообщений. В одном из них говорится, что он скончался от разрыва сердца, в других что сошел с ума.
Таким образом, можно сказать, что Кажымукан был одним из самых выдающихся борцов мира и стоял в одном ряду с самыми прославленными из них. "По всему миру гремела тогда слава русского богатыря Ивана Поддубного и казахского батыра Кажымукана", писал впоследствии один из русских борцов, выступавший на арене профессиональной борьбы более 20 лет.
Земляки Кажымукана гордились успехами своего соотечественника, считали его национальным героем. В 1913 году, когда Кажымукан был ещё сравнительно молодым борцом, газета "Казах" опубликовала заметку под названием "Казахогатырь". В ней говорилось: "В данный момент в Петербурге, Москве, а также и иностранных государствах выступает казахогатырь. Зовут его Мукан Мунайтпасов. Сейчас ему перевалило только за 30 лет. Его грудь украшает множество медалей. Когда он выходит на арену, его представляют публике: "Любимый борец Петербурга". Его псевдоним Муханура. Прошлой зимой он выступал в цирке Чинизелли. Среди казахов до сего времени были борцы, известные только местному населению, но не было борца, который был бы известен всем и высоко поднимал авторитет казахского народа. Богатырь Мукан занимает первенство в этом отношении.
Кажымукан успешно боролся в Харбине, Токио, Стамбуле, Константинополе, Варшаве, Лондоне, Париже, Берлине, Буэнос-айресе, других столицах мира. Выступление казахского 53 атлета видели жители 24 стран мира, что говорит о высоком авторитете Кажымукана на международной арене.
За свои спортивные успехи Кажымукан был награждён множеством ценных призов и медалей. К концу жизни он сохранил 48 золотых и серебряных медалей. Но в это число не входят медали, завоёванные до 1910 года, которые сгорели при пожарах цирка в Турции, а также в городе Челябинске. После революции, уже в СССР, он приступает к организации состязаний по борьбе в Казахстане. По его инициативе такие чемпионаты стали проводиться во всем регионе Средней Азии и Казахстана.
Еще по теме:
Религия и современная
культура
Неоднозначность оценок религии в качестве явления культуры на сегодняшний день совершенно очевидна. Обожествленный разум человека как бы исчерпал веру в конкретного Бога.
В ХХ веке для многих из тех, кто хотел бы сохранить религию, возро ...
Понятие «суеверие»
Давайте подумаем, как мы понимаем слово «суеверие»? Если мы попытаемся определить его, это будет очень сложно сделать, не так ли? Мы можем сказать, например, что это вера в то, чего в реальности не существует. Действительно, вокруг нас мн ...
Мерс Каннингхэм
Ранний интерес к разным видам танца: бальному, народному, чечетке и степа привел Мерса Каннингхэма в 1937 году в Школу искусств. Здесь бывшая танцовщица труппы Марты Грэхем, Бонни Берд обучала его по системе Грэхем. Одновременно он увлека ...