Другой проблемой начала 1990-х годов является массовый отъезд музыкантов за рубеж, сокращаются гастроли по стране. Невостребованность молодых музыкантов давала им повод уезжать из России.
В Филармонию стали приезжать менеджеры из-за границы, которые устраивали прослушивание исполнителям для работы в других странах. В результате нестабильной экономической обстановки в стране многие исполнители стали уезжать в Западные страны.
Филармоническая деятельность до конца 1990-х годов ведется по принципу: «музыка-исполнитель-слушатель». Во главу угла ставится музыка: сочинения современных авторов, признанные классики. Разрабатываются интересные программы, разнообразный репертуар. А исполнитель является единственным связующим звеном между музыкой и зрителем.
С 1990 по 2003 годы филармония держалась за счет проведения концертных сезонов, которые формировались по подготовленным абонементам: в чтецком, детско-юношеском отделах и в концертных залах.
Творческая программа концертной организации и в частности Филармонии выражалась художественной ориентации на классический репертуар, современную музыку, синтез классики и современного репертуара; инновационных и авангардных программ, творческом эксперименте, опера в концертном исполнении; абонементах.
В редакторском отделе на концертный сезон формировали абонементы, а художественные коллективы предлагали свои программы для абонементов.
Формирование репертуара одна из главных задач художественной политики Филармонии. В советский период репертуар Филармонии составлялся фундаментально, под штат организации. Солист обязан был работать в той филармонии, где проживал фактически по паспорту, т.е. существовала территориальная принадлежность. Для людей творческой профессии это не естественно.
На примере Зарубежных стран происходит эволюция концертного дела - люди свободны в своем выборе реализации творческих задач.
Во многих странах руководители самостоятельно формируют репертуарное предложение (под зал).
Поэтому, у них концертные сезоны планируются на 5 лет вперед и в соответствии заключают договоры с артистами и художественными коллективами на цикл программ или на отдельно взятый концерт, не содержа в штате ни одного артиста. И это является нормой. Проблема формирования творческого состава не стоит, так как он отсутствует по определению. Для них Филармония – это зал и оркестр, который является самостоятельной организацией, сдающей этот зал в аренду на постоянной основе.
В нашей стране исторически сложилось так, что филармонии, начиная, с 50-х годов XX века совмещали в себе деятельность агентств, организаторов концертов, руководство художественными коллективами филармонических и эстрадных жанров. Поэтому, формирование творческого состава исходит из объективных традиций Московской филармонии. И хотя с 1993 года страна изменилась, Филармония, по сути, осталась прежней.
Произошел кризис в реализации творческих сил, так как Филармония не задумывалась о создании наилучших условий для своих исполнителей, как это было принято в других странах.
Сократилось число мероприятий МГАФ как на собственной площадке, так и на выездах и гастролях.
Абонементная система – основа концертного сезона. И, как правило, штатный творческий состав всегда участвовал в абонементных концертах.
· циклы концертов, объединенные художественной идеей, жанровым, историческим, тематическим и исполнительским принципом, дают возможность последовательно выстраивать репертуарную политику, проводить целенаправленную просветительскую работу, сохранять слушателей на концертах
· абонементная система выполняет и важную социальную роль, предоставляя слушателям ценовые льготы и делая абонементные концерты доступными даже социально незащищенным слоям общества.
Приводим пример абонементных концертов, которые проходили в залах Москвы в 90-е годы.
«Филармония не думала о том, что надо создать артистам лучшие условия по сравнению с другими организациями, а уж тем более – с другими странами, чтобы они согласились выступать именно здесь».
Основой филармонического репертуарного предложения становится абонементная система.
В основе организационно – творческой деятельности Филармонии лежит практика подготовки абонементного сезона и система абонементов. Абонементная система во многих филармониях – основа концертного сезона. Это циклы концертов, объединенные художественной идеей, жанровым, историческим, тематическим или исполнительским принципом, дают возможность последовательно выстраивать репертуарную политику, проводить целенаправленную просветительскую работу, сохранять слушательскую аудиторию. Абонементная система дает огромные преимущества зрителю: он знает весь репертуар на год, может купить один абонемент и ходить на интересующие его концерты весь год, сохраняя при этом время и деньги. Система абонементов выполняет и важную социальную роль, предоставляя слушателям ценовые льготы и делая абонементные концерты доступными даже социально незащищенным слоям общества. Покупка абонементов – самый простой способ сэкономить деньги при посещении концертных залов. Зрители считают, что это дешевле, чем сумма цен билетов, купленных перед началом концерта, походы в кассу не нужны. В цене абонемента заложена скидка от 25 до 50 процентов планируемых цен на билеты. Также большинство абонементных концертов сопровождаются комментариями музыковеда. Это помогает слушателю, пришедшему впервые, не только послушать музыку, но расширить свой познавательный кругозор.
Еще по теме:
Библиотека Мазарини
Кардинал Джулио Мазарини. Что мы знаем об этой весьма неординарной личности? С легкой руки Дюма данный человек представлен перед нами в весьма нелицеприятном свете. Но так ли это было на самом деле? Умнейший человек и тонкий политик - он ...
Античная культура и возникновение христианства
В I веке нашей эры в Палестине, в среде евреев, появилась новая религия – христианство. Она стала быстро распространяться по территории Римской империи. Притом, что это государство было достаточно веротерпимым, его власти обрушили на хрис ...
Деятельность Хельмута Яана
В 80-е гг. всемирную известность получил американский мастер архитектурного дизайна Хельмут Яан. Он был руководителем фирмы MyrphyJahn. Одна из самых знаменитых его разработок – проекты интерьеров чикагского аэропорта в 1989 г. По мнению ...