На протяжении всего своего существования Филармония стала предметом интереса многих журналистов, критиков, музыковедов, деятелей культуры и искусства.
Духовно-культурное служение - так можно определить миссию московской государственной академической Филармонии. Задача данной концертной организации - представить наиболее полную и сбалансированную жанровую и репертуарную политику.
Филармония это Федеральное государственное (бюджетное) учреждение (некоммерческая организация) культуры, которое осуществляет свою основную деятельность в области музыкального искусства. Учредителем Московской филармонии является Правительство Российской Федерации. Полномочия Учредителя исполняет - Министерство культуры РФ. Основная деятельность финансируется за счет средств федерального бюджета.
Планирование творческо-организационной деятельности предусматривает мероприятия, связанные с формированием и обновлением репертуара художественных коллективов и исполнителей, мероприятия по концертному обслуживанию населения соответствующего региона, а также включает в себя работу по музыкально – эстетическому воспитанию детей и подростков и музыкально – просветительную деятельность. Успех музыкально – просветительской деятельности в значительной степени зависит от репертуара концерта и способов его подачи, что определяется основами репертуарной политики: ее целями, задачами, критериями ее построения. Для обеспечения содержательного и качественного уровня исполнения произведений составляется репертуар с обязательным учетом следующих факторов:
- исторических дат, связанных с юбилеями известных композиторов, исполнителей и иных артистов;
- возможностей конкретного исполнителя или художественного коллектива (народный фольклор или классическая музыка);
- помещения проведения концерта;
- публики, на которую он рассчитан.
В начале 1990-х годов специфика уникального, в своем роде, учреждения – «Филармония», заключалась в соединении «под одной крышей» как минимум трех функциональных структур:
- творческого объединения музыкантов (исполнительские коллективы, солисты);
- концертного зала им. П.И. Чайковского;
- и концертного объединения.
К 1993 году Концертное объединение составляло 165 штатных единиц.
В него входили: Музыкально - лекторийный отдел (10 чел.), отдел по работе с детьми (4 чел.), отдел по проведению гастролей (4 чел) и литературно-чтецкий (3 чел).
Творческий состав из 136 артистов составлял: Концертных исполнителей (пианисты, скрипачи, виолончелисты, гитаристы, певцы, органисты) и несколько коллективов.
1. Квартет им. Бородина,
2. Ансамбль «Мадригал»,
3. Ансамбль «Академия старинной музыки»,
4. Ансамбль солистов «Концертино»,
5. Камерный оркестр «Московия»,
6. Ансамбль «Московское трио»,
7. Классик-ансамбль,
8. Ансамбль «Рославец-трио»,
9. Ансамбль «Фортепианный дуэт»
10. Дуэт «Консонанс».
Кроме того в штате Филармонии состояли 3 оркестра:
Академический симфонический оркестр,
Государственный симфонический оркестр,
Государственный камерный оркестр под управлением К. Орбеляна.
Докризисный период деятельности Филармонии охарактеризован как: программно-целевое планирование в разработке творческого процесса. Такому планированию соответствует нормативный метод, включающий в себя обоснование планов заданий с помощью норм и нормативов. Под нормой понимается научно – обоснованная величина, регламентирующая затраты ресурсов на единицу произведённой продукции; под нормативом – совокупность производимых или потребляемых услуг и товаров на единицу произведенной продукции.
Подтверждением тому, что нормативный метод применялся в концертных организациях являлся документ, которым руководствовались организации.
В нем по вопросам художественно-творческой и финансовой деятельности отмечено: « Министерство культуры СССР направляет для руководства Нормы выступлений артистов и дирижеров музыкальных коллективов и Нормы постановок художественного персонала концертных организаций».
На основе данного документа приводим пример месячных норм выступлений в концертах:
1. Симфонические оркестры – 12.
2. Оркестры народных инструментов – 17.
3. Вокалисты – 14.
4. Хоровая капелла – 14.
«Учет норм выступлений всех артистов, концертных исполнителей устанавливается квартальный».
1990-е годы были кризисными как в экономике страны, так и в филармонической деятельности. Не было стабильности в организаторской работе. Концерты посещались зрителями очень редко, особенно это касается ведущих площадок Москвы: БЗК, КЗЧ.
В эти годы в концертах принимали участие не только штатные артисты Филармонии. Несмотря на нестабильную экономическую обстановку в стране, в столицу приглашали гастролеров из регионов России.
Еще по теме:
Философия
Арабская философия во многом развивалась на базе античного наследия. Учеными-философами был Ибн-Сина, автор философского трактата «Книга исцеления. Ученые активно переводили сочинения античных авторов [4].
Известными философами были Аль- ...
Зарождение в каменном веке деят-ти человека по созданию объектов
предметного мира
Объекты предметного мира – каменные орудия труда, сначала какие-то более примитивные, позже с совершенствованием человеческого сознания эти предметы совершенствовались, принимали более правильную форму, в конце концов человек достиг симме ...
Политический смысл комедии И. А. Крылова «Трумф», или «Подщипа»
К концу столетия, на взгляд Ольги Гончаровой, русская литература, прошедшая очень сложный путь освоения новых эстетических моделей, через драматические поиски художественного модуса письменной речи, получает, наконец, некоторую самодостат ...