Творчество Джованни Баттиста Пиранези

Информация о культуре » Творчество Джованни Баттиста Пиранези

Страница 1

Родился Пиранези в Мольяно, близ Местре. В Венеции изучал перспективу и искусство сценической декорации. В 1740 году уехал в Рим, где до 1744 года обучался технике гравюры у Джузеппе Вази. После этого он ненадолго вернулся в Венецию, а в 1745 году уже окончательно переехал в Рим, где жил и работал вплоть до своей смерти - он умер 9 ноября 1778 года.

Наибольший творческий интерес для Пиранези представляла архитектура Ему принадлежит неисчислимое множество архитектурных студии, проектов реконструкции древнеримских памятников, среди которых - и реконструкция плана античного Рима (1756), основанная на археологических материалах, разнообразные архитектурные альбомы ("Первая часть архитектурных и перспективных построений", 1743; "Гротески", 1745; "Фантазии на темы темниц", 1745, 1761; "Виды Рима", 1748 - 1778) и теоретические труды по архитектуре ("О великолепии и архитектуре римлян", 1761). В 1764 - 1766 годах по проекту Пиранези в Риме была построена церковь Санта-Мария дель Приорато.

Самая известная серия его гравюр - "Виды Рима", работу над которой он начал в 1748 году. Полностью сюита из 137 офортов была опубликована уже после смерти автора его сыном Франческо Пиранези (1758-1810), который создал две вводные гравюры для альбома.

Альбом состоит из разновременных листов, часть которых представляет скрупулезную фиксацию современного автору состояния античных сооружений, часть - воспроизводит "новые" римские достопримечательности. Каждый из листов имеет не только название, но и в большей или меньшей степени подробную экспликацию к изображению.

Именно к этому альбому относятся листы из кусковского собрания.

Сюжетной и композиционной доминантой четырех листов - "Вид моста Салярио", "Гробница Цицелии Метеллы", "Колонна Траяна", "Вид храма Джиове Тонанте" - служат конкретные памятники архитектуры.

"Вид моста Салярио" (Veduta del Ponte Salario, 1754- 1756/57) представляет, как гласит подпись на листе, "единственный из древних мостов, сохранившийся до наших дней". Мост здесь, как главное действующее лицо, находится в центре, более того - он занимает практически всю площадь листа. Подпись под гравюрой состоит из названия, краткого описания изображенной постройки и экспликации. Цифрами 2-6 отмечены разновременные конструктивные части моста. 1 - прикрепленная на внутренней стороне моста мраморная мемориальная табличка. 7-9 - прочие изображения.

Еще одним листом со своеобразным портретом древнеримского памятника является "Гробница Цицелии Метеллы" (Sepolero di Cecilia Metella or ditto Capo di bove ruori della porta di S. Sebastiano su 1'antica via Appia, 1762). Как и на листе "Вид моста Салярио", доминанта композиции здесь - постройка, которой посвящена эта гравюра. Практически в геометрическом центре изображения, на стене гробницы, расположена табличка с надписью "caeciliae q cretici f metellae crassr Интересно, что экспликация к этому листу, в отличие от всех остальных, не вынесена на "поля", а включена в композицию. Она находится на мраморной плите, на которой сидит один из изображенных на гравюре пастухов. Структура этой экспликации тоже несколько отличается от других, так как для обозначения остатков фортификационной системы постройки использована буквенная ("А" и "В"), а не цифровая система.

Композиция листа "Колонна Траяна" (Colonna Trajana, 1755- 1756) сходна с двумя предыдущими примерами, отличие - только в переходе от горизонтального в вертикальный формат изображения, что продиктовано формой самого памятника. Колонна немного смещена влево относительно центра листа. Чтобы изобразительная поверхность не оказалась незаполненной, гравер выбрал ракурс, при котором нижнюю и правую ее части заполнили другие постройки. В экспликации к гравюре цифрой 1 отмечены стена и лестница времен Сикста V, 2 - церковь "del Nome di Maria", 3 - Палаццо Бонелли.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Вахтангов и его направление в театре
Анализировать работу Вахтангова и рассуждать о его направлении в театре относительно молодой человек, живущий в вначале XXl века, может исключительно по сказанному Евгением Багратионовичем, сказанному о нем и его творчестве, проводя сравн ...

Теория производственного искусства и художники производственники
В 1920-е годы в советской стране возникла и теория «производственного искусства». Ее создателями били Чужак, Н. Тарабукин, Б. Арватов, А. Ган. В соответствием с этой теорией искусство, понимаемое как производство вещей, рассматривалось ка ...

Тема русского характера в русской общественной мысли
Хотя судьба России, ее место в мировой истории занимал и русских мыслителей, по крайней мере, с периода Московской Руси, полноценный теоретический анализ этих вопросов начался лишь в XIX веке. В числе недостатков русского характера назыв ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы