Творчество Джованни Баттиста Пиранези

Информация о культуре » Творчество Джованни Баттиста Пиранези

Страница 3

Изображения на посудных формах - не прямое копирование гравюр Пиранези. Это скорее миниатюры, выполненные "по мотивам" его известных работ, которые несколько упростили для фарфорового декора. На фарфор переносили преимущественно ведуты, однако, как уже говорилось, в альбоме Пиранези "Виды Рима" есть и "портреты" конкретных памятников архитектуры. Подобные изображения "приспосабливали" для фарфора, несколько изменяя их первоначальную композицию. Но, несмотря на то, что они исполнены в другой технике и упрощены, "Виды Рима" Пиранези все равно узнаваемы.

Хранящиеся в коллекции усадьбы Кусково листы - лишь незначительная часть альбома "Виды Рима", однако каждый из них самоценен, а вместе они позволяют составить представление не только об альбоме, но и о многогранном творчестве Джованни Баттисты Пиранези - археолога, исследователя, рисовальщика и гравера.

Известность Пиранези принесли серии гравюр «Гротески» (1745) и «Фантазии на темы темниц» (1747). С конца 1740-х годов и на протяжении всей своей жизни художник работал над сюитой гравюр «Виды Рима». Она выдержала множество переизданий как при жизни Пиранези, так и после его смерти и принесла европейскую славу своему создателю. Альбомы с гравюрами Пиранези, которые можно было купить во всех крупных городах Европы и даже в России, стали предметом коллекционирования.

Работы итальянского мастера, запечатлевшие великолепные образцы античной архитектуры, оказали значительное влияние на развитие неоклассического стиля как в искусстве Европы, так и в русском искусстве. Во многом именно под влиянием Пиранези развивалась русская архитектурная графика и, в частности, появился такой ее вид, как гравированные альбомы архитекторов. Причем влияние творчества Пиранези в России далеко не ограничилось ХIX веком. Виды римских руин, фантастические архитектурные пейзажи — два главных жанра, прославивших имя мастера, — нашли отражение и в русском искусстве ХХ столетия.

В коллекции Государственного музея истории Санкт-Петербурга хранится более 200 гравюр Пиранези. На выставке в особняке Румянцева представлено около 60 офортов Пиранези из серии «Виды Рима». Рядом с произведениями итальянского мастера можно увидеть графические листы художников и зодчих XVIII — начала XIX века. Античные римские развалины, запечатленные Пиранези, перекликаются с архитектурными проектами парковых руин в окрестностях Петербурга, выполненными Д. Кваренги, О. Монферраном, В. П. Лангером и др. Печать влияния прославленного мастера несут на себе и римские виды работы западноевропейских художников Ф. Кайзерманна, Л. Риччьярделли, Л. Россини, Д. Пронти.

Тема руин получила развитие в русской графике 1920-х годов. Разрушенные здания Петербурга этого периода запечатлены в альбомах «Петербург в двадцать первом году» М. В. Добужинского и «Петербург. Руины и возрождение» П. А. Шиллинговского, в работах Е. С. Кругликовой и Б. И. Цветкова. Сильное впечатление производят руины блокадного Ленинграда на рисунках А. К. Барутчева, Э. Б. Бернштейна, М. П. Бобышова 1942–1944 годов. Значимым было воздействие творчества Пиранези и на петербургскую — ленинградскую архитектуру. Определенные аналогии можно проследить между римскими видами, графическими архитектурными фантазиями мастера и проектами ленинградских архитекторов 1920–30-х годов Н. А. Троцкого, А. И. Гегелло, И. Г. Лангбарда и др.

Объединение всех этих произведений в одном выставочном пространстве позволяет проследить европейские истоки таких ярких явлений в отечественной культуре, как станковая графика первых революционных лет и архитектурная графика 1920-х — начала 1930-х годов и с уверенностью говорить о существовании в русской и, в частности, в петербургской культуре такого явления, как «пиранезианство».

Страницы: 1 2 3 

Еще по теме:

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы