Ретроспективный подход к развитию художественной самодеятельности в производственном коллективе

Информация о культуре » Художественная самодеятельность как фактор приобщения членов коллектива к художественно-эстетическим ценностям » Ретроспективный подход к развитию художественной самодеятельности в производственном коллективе

Страница 3

Появление такой отрасли научного знания как теория и методика культурно-досуговой деятельности дало возможность научно-обоснованного подхода к изучению социально-культурной активности трудящихся масс в условиях свободного времени, стимулирования всесторонне развитой личности путем ее вовлечения в процесс самодеятельного творчества и рационального досуга. Основные задачи в области культурно-досуговой деятельности трудовых коллективов, их роль в деле организации свободного времени трудящихся были отмечены в документах XVI съезда профсоюзов: «Забота о человеке, разумеется, не заканчивается и не может заканчиваться у выхода из заводской проходной. Огромная область нашей социальной политики связана с улучшением быта советских людей, заботой об их здоровье и отдыхе, о том, чтобы трудящиеся и их семьи могли разумно, с пользой для себя и общества распоряжаться свободным временем; техническое творчество, занятия физкультурой и спортом, художественная самодеятельность – все это стало потребностью миллионов» (124, с. 96).

В 70-80 годы появился ряд научных работ М.М. Гитман, И.П. Лейберова, Г.С. Бужинской, В.Г. Велединского, В.Е.Триодина, И.А.Громова, М.П. Ким, В.Т. Иванова, В.Г. Мордковича, В.С. Цукермана и др. по обобщению опыта деятельности трудовых коллективов в стимулировании всестороннего и гармонического развития трудящихся. В них указывались культурно-просветительные функции трудового коллектива, которые проявились:

- в вовлечении трудящихся в процесс непрерывного просвещения, постоянного овладения ценностями отечественной и мировой культуры;

- в развитии различных видов и форм самодеятельного художественного, научно-технического, прикладного и социального творчества;

- в обеспечении рационального отдыха, способствующего снятию физического, интеллектуального, нервного напряжения, вызванного профессионально-трудовой деятельностью и стимулирующего дальнейшее физическое и духовное развитие личности.

В этот период появляются работы Р.К. Пастухова, Г.А. Павлова, Г.И. Кашликова, В.Г. Велединского и др., в которых обобщен опыт деятельности художественных объединений в условиях производства. В них даются методические рекомендации руководителям – общественникам по организации учебно-воспитательной работы самодеятельности. В специализированных журналах «Клуб и художественная самодеятельность» и «Культурно-просветительная работа» были опубликованы статьи Л.А. Гордона, Н. Шевлякова, М. Богданова, В.И. Носова и др., в которых авторы обращаются к таким проблемам, как:

- удовлетворение духовных потребностей людей, занятых «нетворческими» профессиями;

- решение некоторых социальных вопросов (определение детей в ясли, сад, группы продленного дня в школе) как фактора резерва свободного времени и возможности участия личности в самодеятельности;

- расширение функций культурно-досуговой деятельности в условиях свободного времени.

В период 1970 – 80 гг. правительство страны приняло нормативные документы, основная цель которых была направлена на развитие самодеятельного творчества трудящихся непосредственно у рабочего места в сфере производства: «Об улучшении работы красных уголков предприятий» (1970 г.), «О работе Советов профсоюзов» (1971 г.), «О мерах по дальнейшему развитию самодеятельного художественного творчества» (1978 г.). В этих документах поднимались следующие важные проблемы:

- решение вопроса о кадрах в области культурно-досуговой деятельности (профессиональные работники и талантливые организаторы - общественники свободного времени из трудового коллектива);

- активное участие правлений домов, дворцов культуры в культурно-просветительной работе красных уголков;

- восполнение нехватки квалифицированных кадров лучшими участниками клубной художественной самодеятельности, обладающих организаторскими способностями;

- направление последних в учебные заведения культуры и искусства за счет средств профсоюзов и оказание им необходимого содействия для поступления в учебные заведения;

- приобщение членов трудовых коллективов к участию в художественных объединения, где основу репертуара должны занимать высокохудожественные произведения отечественной драматургии, музыки, хореографии;

- организация регулярных смотров цеховой художественной самодеятельности производственных коллективов.

Проблема приобщения и развития духовных потребностей личности нашла отражение в Конституции СССР (1977): «Государство ставит своей целью расширение реальных возможностей для применения гражданами своих творческих сил, способностей, дарований» (96, с.20) и далее: « приумножении и широком использовании духовных ценностей для нравственного и эстетического воспитания… повышения их культурного уровня… всемерно поощряется развитие профессионального искусства и народного художественного творчества» (там же, с. 27).

Стимулированию вопросов расширения и развития профессионального и самодеятельного творчества способствовали: юбилейные даты образования государства; празднования Дня Победы; XII Всемирного фестиваля молодежи и студентов; Олимпийских игр и т.д. В этот период были проведены всесоюзные фестивали самодеятельного художественного творчества (1975-77, 1985-87 гг.) Всесоюзный фестиваль народных хоров, ансамблей песни и танца (1990 г.)

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7

Еще по теме:

Символизм и семиотика в манга
Основное отличие манги от всех других комиксов это течение внутреннего времени. Время в манге может ускоряться или замедляться, но главное оно пытается синхронизироваться с временем восприятия читателя. Таким образом, мы как читатели може ...

Кузнечное дело
Среди членов родового коллектива раньше всех других специалистов обособились металлурги, ведавшие сложным, опасным и несколько таинственным делом обработки руды в горнах и ковки раскаленного металла. [11, стр. 47] Совершенно естественно, ...

От кризиса к подъему. 90-е годы
В июне 1992 года презентацией театральной программы «Старый дом» начался новый этап в жизни театра. «Новое имя театра — не дань веяниям времени, стремящегося переименовать все и вся. Это необходимость, перед которой поставила театр новая ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы