В проведении первого Всесоюзного фестиваля самодеятельного творчества принимало участие свыше 25 млн человек. 2900 коллективов художественной самодеятельности отмечены высоким званием лауреата и Большой золотой медалью, 3050 коллективов удостоены звания дипломантов I и II степени, 20 тысяч коллективов заводов и фабрик, учебных заведений награждены вымпелами «За достижения в 1-м Всесоюзном фестивале самодеятельного творчества трудящихся», лауреатами стали 80 тысяч рабочих, колхозников, студентов, учащихся, военнослужащих.
Ретроспективный анализ нормативных документов показал, что в 1960 – 1980 гг. уделялось большое внимание вопросам развития художественной самодеятельности как одной из форм реализации свободного времени, рациональному использованию творческих способностей личности, приобщения ее к духовным ценностям.
В условиях производственного коллектива одним из важнейших центров воспитательной работы в сфере свободного времени стало самодеятельное творчество, которое способствовало:
- осуществлению внепроизводственных контактных связей, развитию коммуникативных качеств личности;
- удовлетворению и изменению духовных запросов и потребностей личности;
- участию членов художественной самодеятельности в общественной жизни предприятия и во внешней среде.
В исследованиях по педагогике культурно-досуговой деятельности ключевыми понятиями являются творчество, самодеятельность, художественная деятельность.
По определению Ф.И. Прокофьева, «художественная самодеятельность – это организованное художественное творчество населения, развивающееся в системе кружков, студий и т.д. Организованность – единственный признак, отличающий систему художественной самодеятельности от более широкого явления – массового художественного творчества» (157, с.28). По мнению других авторов, «самодеятельность – творчество лиц, не занимающихся искусством профессионально. Музыкальная самодеятельность включает индивидуальное и коллективное исполнение инструментальной и вокальной музыки силами любителей… участники самодеятельности состоят членами самодеятельных коллективов, которые организуются при различных предприятиях, учреждениях и т.д. (133, с.835).
Любой самодеятельный коллектив – это творческое сообщество людей, деятельность которого направлена на удовлетворение личностных духовных потребностей каждого его члена. В педагогике творчество определяется как «сознательная, целеполагающая, активная деятельность человека, направленная на познание и преобразование действительности, создающая новые, оригинальные, никогда ранее не существовавшие предметы, произведения и т.д. в целях совершенствования материальной и духовной жизни общества» (100, с.311). Философское понимание творчества в искусстве предполагает самовыражение, открытие, изобретение, которое направляет человеческую мысль на путь «вечного возвращения» – постоянной переинтерпретации (101,с.370.). В.И. Андреев отмечает, что «творчество – это один из видов человеческой деятельности, направленной на разрешения противоречия (решения творческой задачи), для творчества необходимы объективные (социальные, материальные) и субъективные личностные условия (знания, умения, творческие способности), результаты творчества обладают новизной и оригинальностью, личной и социальной значимостью, а также прогрессивностью» (4, с.427).
В нашем исследовании мы рассматриваем художественную самодеятельность производственного коллектива как социально-педагогическую ценность, осуществляющую:
- информационно-познавательную функцию;
- коммуникативную функцию;
- социальную функцию, содержащую в художественном продукте этические ценности, нормы, идеалы, характерные для разных исторических периодов культуры, обеспечивающую тем самым преемственность в культуре, способность «транслировать ее от поколения к поколению;
- эстетическую (гедонистическую) функцию, поскольку она несет в себе представления о прекрасном в жизнедеятельности социума, в быту, языке, пластике, формах;
- воспитательную функцию, способствующую развитию и изменению духовных (художественных) ценностей и потребностей личности.
Художественная самодеятельность (хор русской песни) является неотъемлемой частью всей музыкальной культуры. Хоровое пение подразделяется на два вида – академическое и народное. Основными жанрами народного хорового пения стали народные песни, обряды, произведения профессиональных и самодеятельных композиторов. Кроме того, в народном хоровом коллективе широко применяются хореография, режиссура (постановка обряда) произведения, инструментальное сопровождение, разновидности ансамблей, исполнение сольных номеров, а также прозаический и поэтический тексты и т.д.
Анализ показал, что хоровой самодеятельности принадлежит одно из первых мест в музыкальной жизни современного общества. Это объясняется следующими причинами:
- общедоступностью хорового пения в народе, что делает его распространенным как в организованных, так и неорганизованных формах исполнения;
Еще по теме:
Исторические коллекции и музеи
Наиболее ранние свидетельства о сохранении исторических реликвий на Руси относятся к XIII – XV векам: княжеские одежды хранились в софийском соборе в Киеве, посох и облачение епископа Никиты – в ризнице новгородской Софии, меч, приписывав ...
Композиции семи исторических картин
У Сурикова не было настоящей мастерской. Свои знаменитые монументальные полотна художник писал или у себя дома, в одной из небольших комнат квартиры, которую тогда снимал (Утро стрелецкой казни, Меншиков в Березове, Боярыня Морозова), или ...
Особенности личных и рабочих отношений в русской и
немецкой культурах
Нет никаких сомнений в том, что немцы и русские по-разному строят свои отношения в личной и рабочей сферах. В отличие от немцев русские более склонны соединять вместе личные и рабочие интересы. Личные связи могут играть едва ли не решающу ...