Учение о художественно-эстетических ценностях как научная база исследования проблемы

Информация о культуре » Художественная самодеятельность как фактор приобщения членов коллектива к художественно-эстетическим ценностям » Учение о художественно-эстетических ценностях как научная база исследования проблемы

Страница 3

1. Объективных и субъективных факторов, отражающих характер вещественных и личных компонентов его социальной среды, социального и социально-психологического климата.

2. Организационных факторов, выступающих результатом целенаправленных воздействий на личность общественных органов коллектива.

3. Личностных факторов, характеризующих активность и самодеятельность самого человека как объект воспитания.

Воспитание в коллективе опирается на целую систему средств, среди которых основными являются труд, личный пример воспитателей, индивидуальная работа, межличностное общение и т.д. В контексте всей воспитательной работы производственного коллектива важное место занимает эстетический раздел, в котором одной из важнейших форм воспитания является культурно-досуговая работа. Ее цель – стимулировать культурно-творческую активность трудящихся, духовного наполнения личности и педагогической инструментовки ее свободного времяпрепровождения. К. Маркс писал: «Свободное время – представляющее собой как досуг, так и время для более возвышенной деятельности, разумеется, превращает того, кто им обладает, в иного субъекта, и в качестве этого иного субъекта он и выступает затем в непосредственный процесс производства» (121, с.221). В отличие от других форм воспитательной работы культурно-досуговая работа включает в сферу своего действия вопросы по обеспечению рекреации, снятию перенапряжения физических, психологических, интеллектуальных сил личности, организации неформализованного духовного общения, развития культурно-творческих потенций, включая трудящихся в непрерывный процесс творческого самопроявления и самореализации личности и в конечном итоге - приобщение участников художественно-творческого объединения к духовным ценностям.

В разработке теории коллектива важную роль сыграли работы Л.П. Буевой, А.П. Донцова, А.С. Макаренко, А.В. Петровского, В.А. Петровского, Л.И. Уманского и др., в которых раскрываются социальные закономерности развития коллектива и личности; освещаются вопросы коллективного общения, межличностных отношений и психологического климата. Основной категорией педагогики является воспитательный коллектив, состоящий из двух взаимосвязанных частей. По отношению к объекту воспитания он выступает как среда обитания, личностного самоутверждения, творческого самовыражения, самореализации. Ряд ученых исследовал отдельные стороны воспитательного процесса, возможности формирования в художественной самодеятельности отдельных качеств участников: социальная активность личности (О.Е. Виноградова, А.А. Красносельский, Т.В. Лаврова, Л.П. Подоба и др.); коллективизм, сплоченность (В.А. Воловик, В.А. Дадашев, А.А. Красносельский, Ф.А. Соломоник и др.); культура общения, коммуникативные качества (О.И. Даниленко, В.К.Назаров и др.); творческие способности, творческая активность личности (К.И. Долинова, Л.С. Леднева, Г.А. Шепилов и др.); мотивационная сфера, интересы, потребности (Н.В. Кипрушева, А.Г. Михайлик, В.К. Крючек, Б.К. Пальцев и др.); самореализация личности (А.П. Марков, В.М. Рождественская и др.), повышение культурно-образовательного уровня (Т.М. Синецкая, Л.В. Дугинец и др.).

Вышеуказанные компоненты педагогического процесса существуют и, как показал опыт нашей исследования, способствуют своеобразному развитию личности в творческих объединениях, работающих в условиях производственного коллектива. В деятельности последних большое внимание уделяется не только развитию творческих качеств, навыков, мастерства отдельных членов, но и коллективному, групповому общению, развитию и возвышению духовных потребностей индивида, приобщению его к художественным ценностям. Психолого-педагогический процесс влияния на отдельную личность проявляется в нескольких направлениях:

- воспитание креативности творческой личности;

- развитие ее коллективистских и коммуникативных качеств;

- формирование общественной направленности личности;

- ее приобщение к духовным ценностям.

Любой вид художественной деятельности творческого коллектива можно рассматривать как уникальное явление. Члены творческого коллектива, активно соприкасаясь с искусством, стараются познать его тайны, убеждаясь в том, что глубокое понимание искусства возникает лишь тогда, когда человек не просто созерцает его или просто разговаривает о нем, а учится искусству на самом искусстве. Ученые утверждают, что искусство – мощный аккумулятор духовной культуры, хранитель человеческих ценностей (51,с.262).

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Научная деятельность
технология инженерия наука Главный вид деятельности в науке — это исследовательская деятельность, направленная на получение нового научного знания. Она носит творческий характер. К важнейшим специфическим нормам научной деятельности отно ...

Основные направления в литературе и живописи
Октябрьская революция оказала огромное воздействие на развитие искусства. Литературный процесс первых лет советской власти отличается большой сложностью и многогранностью. Как и в начале века, тон ей задавали литературные кружки, многие и ...

Антигерой – как главный
Разумеется, помимо "гигантских роботов" и "девушек-волшебниц" было и множество других сериалов и фильмов. Так в 1970 году вместе со спортивным сериалом студии Тэдзуки "Mushi Productions" "Завтрашний Джо& ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы