Учение о художественно-эстетических ценностях как научная база исследования проблемы

Информация о культуре » Художественная самодеятельность как фактор приобщения членов коллектива к художественно-эстетическим ценностям » Учение о художественно-эстетических ценностях как научная база исследования проблемы

Страница 2

В нашем исследовании это самодеятельный хоровой коллектив, существующий в условиях досуговой деятельности производственного коллектива, выступающий как фактор приобщения его членов к музыкально-художественным ценностям. Психолого-педагогический процесс приобщения членов производственного коллектива к культурным ценностям мы рассматриваем в условиях художественно-творческой деятельности. Этот процесс связан с самопроявлением отдельной личности, ее индивидуальными возможностями в деятельности художественного досугового коллектива. В философском определении личности рассматривается отдельный человек, характеризуемый со стороны его целостности, социально-ролевых решений. Она (личность) исследуется с точки зрения содержательных процедур самоинтеграции – поиска смысла жизни, осмысления собственной судьбы, размышлений о жизни и смерти и способности к преднамеренным свободным актам – поступкам (101,с.190). В аспекте социальной психологии личность рассматривается как представитель определенного класса, сословия, социальное существо, наделенное определенными общественными функциями, поведение которого в обществе определяется выработанными культурой и усвоенными в индивидуальном опыте ценностями (91,с.38). Для нас определенную ценность представляет «социальный тип личности, который неотделим от установки, что общение есть форма самоотдачи, растворения себя в другом» (в нашем исследовании – художественные творческие коллективы) (101,с.191).

Анализ сущности понятия «культура», «ценность», «духовность», «личность» позволяет утверждать, что они тесно связаны и своеобразно пересекаются в социальной жизни производственного коллектива и в рамках коллектива досуга, существующего в условиях последнего.

Понятие «коллектив» нашло отражение в научных трудах ученых философов, социологов, психологов, педагогов (в том числе – и в сфере досуга). В наиболее обобщенном и широком смысле коллектив (collectivus – собирательный) – это относительно компактная социальная группа, объединяющая людей, занятая решением конкретной общественной задачи (24, с.601). Нас интересует феномен производственного коллектива во всем своем многообразии, а также его педагогические функции в художественном воспитании личности.

Трудовой коллектив, по Г.Л. Смирнову, это группа людей, находящаяся в непосредственном общении между собой, решающая определенные производственные и иные задачи в интересах общества, связанная общей целью, дисциплиной, взаимной ответственностью и единым управлением. Общность коренных интересов, целей и задач общества и коллектива, личности и коллектива, общества и личности – та самая характерная черта, которая делает трудовой коллектив средоточием не только производственной, но и социально-политической и духовной жизни трудящихся (172, с. 62). В теории и практике понятия «трудовой коллектив» и «производственный коллектив» различают. Не каждый трудовой коллектив можно назвать производственным. Коллективы институтов, больниц, концертных объединений относятся к трудовым коллективам. Понятие «производственный» часто употребляют в том же значении, что и «трудовой». Однако производственный коллектив - понятие более узкое, обозначающее только те коллективы, функция которых направлена на производство материальных благ. Таким образом, трудовой коллектив - более широкое понятие, чем производственный. Говоря далее о трудовых коллективах, мы в первую очередь будем иметь в виду производственные, на базе которых и строилось наше исследование.

Современный производственный коллектив интегрирует прозводственно-экономические и социальные функции. Первые выражаются в производственной деятельности коллектива, направленной на конкретный выпуск продукции, повышение ее качества, совершенствование техники и технологии и т.д. Его социальные функции выражаются в воспитании добросовестного отношения к труду, формировании трудовой, творческой активности личности, ее нравственном и духовном обогащении и т.д. Особое место в системе социальных функций производственного коллектива принадлежит воспитательной работе. Формирование личности в коллективе всегда носит комплексный характер. С одной стороны, предметом воспитательного воздействия становится личность как целостный субъект жизнедеятельности с присущей ей нравственными, профессиональными, эстетическими и другими качествами. С другой - сам воспитательный процесс предстает в коллективе в единстве всех его элементов:

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Многообразие подходов к определению культуры. Понятие культуры
В культурологии сущ разные подходы к определению культуры. В связи с этим сформир разные концепции культуры: 1. Антропологическая считает, что культ присуща не только людям, но и животным.; 2. Аксиологическая – совокуп матер и дух ценност ...

Обоснование выбора комплекса оборудования, его технические характеристики
Плазменно-кислородная машина "Гранат ППлКЦ-2.5" предназначена для плазменной контурной тепловой резки, охватывает операции от склада (накопителя) очищенных и загрунтованных листов металла до склада (накопителя) вырезанных детале ...

Режим солнечной радиации
Свет и тепло в течение года поступают неравномерно. Алтай находится почти в центре Евроазиатского материка, океаны находятся за тысячи километров от нас, поэтому в теплое время года суша сильно нагревается, температуры лета высокие. Зимой ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы