Исторические коллекции и музеи

Информация о культуре » Развитие музейного дела в дореволюционной России XVIII–начала XX веков » Исторические коллекции и музеи

Страница 3

Итак, в начале XVIII века в России были собраны богатейшие частные коллекции. Владельцы собраний определяли способ экспонирования своих предметов, они же были главными зрителями и исследователями. Немногочисленные посетители, которые допускались к осмотру собраний, как правило, не имели достаточных знаний о выставленных предметах, не были готовы к их восприятию. Однако, забегая вперед, можно сделать вывод, что большая работа, проведенная коллекционерами в XVIII вв., содействовала дальнейшему развитию российского музея как социального института в следующем, XIX в.

Первый публичный музей был создан Петром I, как элемент культурной реформы царя - открытие Кунсткамеры состоялось 25 ноября 1719 г. Кунсткамеру можно отнести к музеям смешанного типа, где существовали отделы, представляющие разные области научных знаний.

Поступление Кунсткамеры в ведение Академии наук привело к симбиотическому развитию науки и музейного дела. Коллекции систематически пополнялись за счет экспедиций, проводившихся учеными Академии, и одновременно "питали" их научные исследования.

В России в XVIII веке появились первые законодательные акты, касавшиеся сохранения древностей и необычных предметов, они связаны с именем Петра I (указы о доставлении в гос. учреждения "куриозных" вещей и древностей 1704, об охране "потешной флотилии" 1722, о починке разрушающихся строений г.Булгар 1722 и др.). Ряд именных и сенатских указов посвящен собиранию исторических рукописей и древних книг, запрещению переплавлять найденные в могильниках старые золотые вещи; определялись и места, где должны были храниться собираемые предметы. Указы, регулирующие порядок передачи в государственные хранилища ценных и редких предметов, в дальнейшем использовались в качестве юридического прецедента. Уставы и инструкции, регулирующие порядок хранения, учета и пользования музейными предметами, разрабатывались музеями и утверждались правительственными органами. Известно также несколько более поздних актов XVIII века об охране отдельных памятников (о сохранении облика Екатерининского дворца 1745, о починке Золотых ворот в Киеве 1750, о приведении в порядок колокольни Ивана Великого в Московском Кремле). Но о целенаправленности действий правительства в сфере законодательного регулирования охраны памятников в XVIII веке говорить ещё нельзя.

В XVIII веке начинает формироваться краеведение как научное знание, хотя издавна знания о своем крае лежали в основе конкретных представлениях об историческом прошлом и об особенностях явлений природы (что запечатлено в местных преданиях и летописях). Государственный подход к краеведению обнаруживается в указах Петра I о выявлении и описании достопримечательностей, в идее создании "Российской географии" и "Российской истории" и организации академической экспедиции по изучению страны и её прошлого (прежде всего недавно присоединенных территорий). Со 2-й половины XVIII века в становлении краеведения велика роль Петербургской Академии Наук. Взаимосвязь краеведения и академической науки – традиция, характерная для отечественного краеведения. В России у истоков краеведения стояли крупные ученые середины XVIII века: В.Н. Татищев, Г.Ф. Миллер, М.В. Ломоносов (разработанная им анкета – первая программа краеведческого изучения России). Первым членом-корреспондентом Академии Наук стал уральский краевед П.И. Рычков.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Организационно-технические вопросы
В качестве окончательной декоративной обработки я применяю окрашивание краской WS-Plast M 4200 AY. Описание продукта WS-Plast M 4200 AY - высококачественная, однокомпонентная, термопластичная, акриловая краска. Образует полуглянцевое по ...

Атмосферная циркуляция
Благодаря наличию горного барьера на юго-востоке края господствующий западно-восточный перенос воздушных масс приобретает юго-западное направление. В летние месяцы часты северные ветры. В 20-45 % случаев скорость ветров юго-западного и за ...

Основные принципы построения композиции
1. Существуют два типа композиции - замкнутая и открытая. Для передачи идеи неподвижности, устойчивости больше всего подходит замкнутая (закрытая, статичная) композиция. Для нее характерны устремленные к центру основные направления линий, ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы