Исторические коллекции и музеи

Информация о культуре » Развитие музейного дела в дореволюционной России XVIII–начала XX веков » Исторические коллекции и музеи

Страница 3

Итак, в начале XVIII века в России были собраны богатейшие частные коллекции. Владельцы собраний определяли способ экспонирования своих предметов, они же были главными зрителями и исследователями. Немногочисленные посетители, которые допускались к осмотру собраний, как правило, не имели достаточных знаний о выставленных предметах, не были готовы к их восприятию. Однако, забегая вперед, можно сделать вывод, что большая работа, проведенная коллекционерами в XVIII вв., содействовала дальнейшему развитию российского музея как социального института в следующем, XIX в.

Первый публичный музей был создан Петром I, как элемент культурной реформы царя - открытие Кунсткамеры состоялось 25 ноября 1719 г. Кунсткамеру можно отнести к музеям смешанного типа, где существовали отделы, представляющие разные области научных знаний.

Поступление Кунсткамеры в ведение Академии наук привело к симбиотическому развитию науки и музейного дела. Коллекции систематически пополнялись за счет экспедиций, проводившихся учеными Академии, и одновременно "питали" их научные исследования.

В России в XVIII веке появились первые законодательные акты, касавшиеся сохранения древностей и необычных предметов, они связаны с именем Петра I (указы о доставлении в гос. учреждения "куриозных" вещей и древностей 1704, об охране "потешной флотилии" 1722, о починке разрушающихся строений г.Булгар 1722 и др.). Ряд именных и сенатских указов посвящен собиранию исторических рукописей и древних книг, запрещению переплавлять найденные в могильниках старые золотые вещи; определялись и места, где должны были храниться собираемые предметы. Указы, регулирующие порядок передачи в государственные хранилища ценных и редких предметов, в дальнейшем использовались в качестве юридического прецедента. Уставы и инструкции, регулирующие порядок хранения, учета и пользования музейными предметами, разрабатывались музеями и утверждались правительственными органами. Известно также несколько более поздних актов XVIII века об охране отдельных памятников (о сохранении облика Екатерининского дворца 1745, о починке Золотых ворот в Киеве 1750, о приведении в порядок колокольни Ивана Великого в Московском Кремле). Но о целенаправленности действий правительства в сфере законодательного регулирования охраны памятников в XVIII веке говорить ещё нельзя.

В XVIII веке начинает формироваться краеведение как научное знание, хотя издавна знания о своем крае лежали в основе конкретных представлениях об историческом прошлом и об особенностях явлений природы (что запечатлено в местных преданиях и летописях). Государственный подход к краеведению обнаруживается в указах Петра I о выявлении и описании достопримечательностей, в идее создании "Российской географии" и "Российской истории" и организации академической экспедиции по изучению страны и её прошлого (прежде всего недавно присоединенных территорий). Со 2-й половины XVIII века в становлении краеведения велика роль Петербургской Академии Наук. Взаимосвязь краеведения и академической науки – традиция, характерная для отечественного краеведения. В России у истоков краеведения стояли крупные ученые середины XVIII века: В.Н. Татищев, Г.Ф. Миллер, М.В. Ломоносов (разработанная им анкета – первая программа краеведческого изучения России). Первым членом-корреспондентом Академии Наук стал уральский краевед П.И. Рычков.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Пространственно-временной континуум в творчестве К.С. Петрова-Водкина
Слово «континуум» происходит от латинского «continuum» - непрерывное, сплошное, которое в русском языке приобрело следующие значения: Непрерывность, неразрывность явлений, процессов. В математике - непрерывное (связное) множество, напра ...

Геометрическая резьба по дереву
Геометрическая резьба по дереву, один из самых древних и распространенных видов деревянной орнаментальной резьбы. Выполняется в виде выемок двух-, трех-, четырехгранной формы, которые в сочетании дают большое число разнообразных композици ...

Осмысление культурологических проблем в неокантианстве
Неокантианство - философское движение второй половины 19 в., возникшее под лозунгом «назад к Канту». Объединяет в себе целый ряд разнородных направлений, общим для которых был интерес к идеям Канта, которые рассматривались во многом в кач ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы