История Тюмени

Информация о культуре » Архетектура Тюмени и ее культурное своеобразие » История Тюмени

Страница 1

Тюмень – первый русский город в Сибири. Основан как острог в 1586 году воеводами И. Мясиным и В. Б. Сукиным в устье реки Тюменка (приток Туры), на месте возникшего в 14 веке татарского города Чимги-Тура, взятого Ермаком в 1581 году. Первыми поселенцами были 300 казаков и стрельцов; в 1624 году в Тюменском посаде насчитывалось 318 дворов и около 2 тыс. жителей. С 17 века важный транзитный пункт на торговом пути из Сибири в Китай, значительный ремесленный центр; развиты были кузнечное дело, литьё дорожных колокольчиков, выделка кож, мыловарение. С 1709 года – в составе Сибирской губернии, с 1782 – уездный город Тобольского наместничества.

К началу 19 века Тюмень – значительный центр обрабатывающей промышленности Западной Сибири. Экономическое значение Тюмени ещё более возросло в 1840-х годах с открытием в Сибири речного пароходства и с постройкой в 1885 железной дороги Екатеринбург – Тюмень. Во 2-й половине 19 века в городе получили широкое развитие судостроение, лесная и рыбная промышленность, ковроткацкое производство и др.; через Тюмень шли грузы зерна, муки, кож и пр. В 1898 году действовало 119 фабрик и заводов; наиболее значительными были 3 судостроительных и механический заводы, суконная фабрика, 2 паровые мельницы, завод по отливке колоколов; работали 70 небольших кожевенных заводов. Развиты были кустарное производство кожаной обуви, шапок, рукавиц, выделка овчины и беличьих шкурок, ковроткачество. К концу 19 века в Тюмени числилось 4905 жилых домов, в том числе 150 каменных, имелись 18 церквей, мужской монастырь, 10 учебных заведений. Тюмень была крупным торгово-финансовым центром Западной Сибири. Здесь были открыты Сибирский торговый банк, отделения Государственного банка и Русского для внешней торговли банка, Городской общественный банк, агентства Нижегородско-Самарского и Ярославско-Костромского банков. Тюменское купечество вело обширную торговлю по всей России и за рубежом; в городе насчитывалось 365 торговых лавок, из которых 100 находились в помещении Гостиного двора. С 20 июня по 20 июля в Тюмени проходила ежегодная ярмарка, одна из крупнейших в Сибири. Работали театр, цирк; с 1897 года издавалась «Сибирская торговая газета», в 1899 была открыта таможня. В 19 веке Тюмень стала перевалочным пунктом для переселенцев и ссыльных. С 1934 года – центр Обь-Иртышской области, с 1944 – Тюменской области.

Современная Тюмень – крупный экономический и культурный центр Сибири, организационный центр нефтегазодобывающей промышленности.

Историческая часть города расположена на берегах Туры и её правого притока – реки Тюменка, на клиновидном мысу между которыми к концу 1580-х годов была отстроена русская крепость (разрушилась в 18 в.), ставшая ядром города. Напротив крепости, на полуострове, образованном глубокими оврагами устья Тюменки, – т. н. Царёво городище с остатками татарского города. Тюмень развивалась в основном на юго-восток от крепости, вдоль берега реки Тура, правого берега Тюменки и Сибирского тракта. В северной части Тюмени – архитектурный комплекс Троицкого мужского монастыря; монументальный 5-главый Троицкий собор (1709–1715) с композиционными и декоративными элементами украинского барокко; крестообразная в плане Петропавловская церковь (1755, шатровая колокольня – 1741); 2-этажные настоятельские покои (1739); высокие каменные стены (1741). Излучину Туры, огибавшую низкую заречную часть города с 2-ярусной барочной церковью Вознесения и высокой колокольней, замыкали женский монастырь, основан в 1601 с Ильинской церковью и кладбище с Всехсвятской церковью-часовней (1838), ротондой в стиле классицизма. Важными вертикальными осями старинной Тюмени являлись: пятиглавая барочная Крестовоздвиженская церковь (1791) и церкви «на посаде», по сторонам Ялуторовского тракта: слева – Знаменский собор (1768–1801), самобытный сибирский вариант барокко с волнообразным завершением фасадов, ступенчатыми главками и колокольней; справа – церковь Михаила Малеина (последняя четверть 18 в.) и Спасская церковь (1794). С 17 века Тюмень застраивалась по регулярному принципу (прямоугольные кварталы, выход всех улиц к площадям), доведённому в планах 1766 и 1861 (после крупных пожаров) до строго прямоугольной сетки улиц, поныне сохранившейся в центральной части города. Среди общественных сооружений Тюмени важную градостроительную роль продолжают играть трехэтажное бывшее коммерческое училище (1910–1914) в стиле неоклассицизма на стрелке Затюменского мыса; на противоположном берегу Тюменки, на месте крепости, – бывший Гостиный двор (1835–1838) и Городская управа (1-я четверть 19 в., ныне Краеведческий музей) с высоким цокольным этажом, лестницей и 4-колонным портиком. Сохранились также здания бывшей почтовой конторы (1800-е гг., расширена в 3-й четверть 19 в., классицизм), Александровского реального училища (1878), женской гимназии (1859) и др. Исключительное историко-культурное значение имеет уцелевшая деревянная застройка Тюмени 19 – начала 20 веков, в том числе одноэтажные, рубленные «в обло» дома с большим выносом карниза и своеобразными подоконными резными досками («занавесками») и 2-этажные дома, богато декорированные выемчатой и барельефной резьбой. Промышленный рост Тюмени в 19 веке, отрезавший жилую застройку от берегов Туры, предопределил линейный характер развития города в 20 веке в направлении западных окраин и, особенно на юго-восток, к железной дороге, где развёрнуты основные кварталы современной жилой застройки. С середины 20 века предприняты широкое благоустройство и озеленение города, в т. ч. в его исторической части.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Цивилизация и культура
Культура - Латинское слово cultura вошло в обиход европейской мысли лишь во второй половине XVIII века, когда латынь перестала быть живым языком и даже - универсальным средством интеллектуально-ученых общений образованных людей. Присвоенн ...

Характеристика системы нса
Научно-справочный аппарат архива сложился на базе описей с указателями (алфавитами) и картотек, созданных в процессе делопроизводства и в архивах дореволюционных министерств и ведомств, высших органов государственной власти, а также общес ...

Символизм и семиотика в манга
Основное отличие манги от всех других комиксов это течение внутреннего времени. Время в манге может ускоряться или замедляться, но главное оно пытается синхронизироваться с временем восприятия читателя. Таким образом, мы как читатели може ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы