История Тюмени

Информация о культуре » Архетектура Тюмени и ее культурное своеобразие » История Тюмени

Страница 1

Тюмень – первый русский город в Сибири. Основан как острог в 1586 году воеводами И. Мясиным и В. Б. Сукиным в устье реки Тюменка (приток Туры), на месте возникшего в 14 веке татарского города Чимги-Тура, взятого Ермаком в 1581 году. Первыми поселенцами были 300 казаков и стрельцов; в 1624 году в Тюменском посаде насчитывалось 318 дворов и около 2 тыс. жителей. С 17 века важный транзитный пункт на торговом пути из Сибири в Китай, значительный ремесленный центр; развиты были кузнечное дело, литьё дорожных колокольчиков, выделка кож, мыловарение. С 1709 года – в составе Сибирской губернии, с 1782 – уездный город Тобольского наместничества.

К началу 19 века Тюмень – значительный центр обрабатывающей промышленности Западной Сибири. Экономическое значение Тюмени ещё более возросло в 1840-х годах с открытием в Сибири речного пароходства и с постройкой в 1885 железной дороги Екатеринбург – Тюмень. Во 2-й половине 19 века в городе получили широкое развитие судостроение, лесная и рыбная промышленность, ковроткацкое производство и др.; через Тюмень шли грузы зерна, муки, кож и пр. В 1898 году действовало 119 фабрик и заводов; наиболее значительными были 3 судостроительных и механический заводы, суконная фабрика, 2 паровые мельницы, завод по отливке колоколов; работали 70 небольших кожевенных заводов. Развиты были кустарное производство кожаной обуви, шапок, рукавиц, выделка овчины и беличьих шкурок, ковроткачество. К концу 19 века в Тюмени числилось 4905 жилых домов, в том числе 150 каменных, имелись 18 церквей, мужской монастырь, 10 учебных заведений. Тюмень была крупным торгово-финансовым центром Западной Сибири. Здесь были открыты Сибирский торговый банк, отделения Государственного банка и Русского для внешней торговли банка, Городской общественный банк, агентства Нижегородско-Самарского и Ярославско-Костромского банков. Тюменское купечество вело обширную торговлю по всей России и за рубежом; в городе насчитывалось 365 торговых лавок, из которых 100 находились в помещении Гостиного двора. С 20 июня по 20 июля в Тюмени проходила ежегодная ярмарка, одна из крупнейших в Сибири. Работали театр, цирк; с 1897 года издавалась «Сибирская торговая газета», в 1899 была открыта таможня. В 19 веке Тюмень стала перевалочным пунктом для переселенцев и ссыльных. С 1934 года – центр Обь-Иртышской области, с 1944 – Тюменской области.

Современная Тюмень – крупный экономический и культурный центр Сибири, организационный центр нефтегазодобывающей промышленности.

Историческая часть города расположена на берегах Туры и её правого притока – реки Тюменка, на клиновидном мысу между которыми к концу 1580-х годов была отстроена русская крепость (разрушилась в 18 в.), ставшая ядром города. Напротив крепости, на полуострове, образованном глубокими оврагами устья Тюменки, – т. н. Царёво городище с остатками татарского города. Тюмень развивалась в основном на юго-восток от крепости, вдоль берега реки Тура, правого берега Тюменки и Сибирского тракта. В северной части Тюмени – архитектурный комплекс Троицкого мужского монастыря; монументальный 5-главый Троицкий собор (1709–1715) с композиционными и декоративными элементами украинского барокко; крестообразная в плане Петропавловская церковь (1755, шатровая колокольня – 1741); 2-этажные настоятельские покои (1739); высокие каменные стены (1741). Излучину Туры, огибавшую низкую заречную часть города с 2-ярусной барочной церковью Вознесения и высокой колокольней, замыкали женский монастырь, основан в 1601 с Ильинской церковью и кладбище с Всехсвятской церковью-часовней (1838), ротондой в стиле классицизма. Важными вертикальными осями старинной Тюмени являлись: пятиглавая барочная Крестовоздвиженская церковь (1791) и церкви «на посаде», по сторонам Ялуторовского тракта: слева – Знаменский собор (1768–1801), самобытный сибирский вариант барокко с волнообразным завершением фасадов, ступенчатыми главками и колокольней; справа – церковь Михаила Малеина (последняя четверть 18 в.) и Спасская церковь (1794). С 17 века Тюмень застраивалась по регулярному принципу (прямоугольные кварталы, выход всех улиц к площадям), доведённому в планах 1766 и 1861 (после крупных пожаров) до строго прямоугольной сетки улиц, поныне сохранившейся в центральной части города. Среди общественных сооружений Тюмени важную градостроительную роль продолжают играть трехэтажное бывшее коммерческое училище (1910–1914) в стиле неоклассицизма на стрелке Затюменского мыса; на противоположном берегу Тюменки, на месте крепости, – бывший Гостиный двор (1835–1838) и Городская управа (1-я четверть 19 в., ныне Краеведческий музей) с высоким цокольным этажом, лестницей и 4-колонным портиком. Сохранились также здания бывшей почтовой конторы (1800-е гг., расширена в 3-й четверть 19 в., классицизм), Александровского реального училища (1878), женской гимназии (1859) и др. Исключительное историко-культурное значение имеет уцелевшая деревянная застройка Тюмени 19 – начала 20 веков, в том числе одноэтажные, рубленные «в обло» дома с большим выносом карниза и своеобразными подоконными резными досками («занавесками») и 2-этажные дома, богато декорированные выемчатой и барельефной резьбой. Промышленный рост Тюмени в 19 веке, отрезавший жилую застройку от берегов Туры, предопределил линейный характер развития города в 20 веке в направлении западных окраин и, особенно на юго-восток, к железной дороге, где развёрнуты основные кварталы современной жилой застройки. С середины 20 века предприняты широкое благоустройство и озеленение города, в т. ч. в его исторической части.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Историческое развитие культуры труда
- В первобытные времена основными видами трудовой деятельности были охота, скотоводство, земледелие, домашний труд. Разделение труда — первая культурная норма его организации. Характерной чертой культуры труда на этой начальной стадии был ...

Технология Фьюзинга
Технология Фьюзинга, также известна как Техника спекания. Фьюзинг стекла даёт возможность использовать витражи различной формы, структуры и толщины, витражи могут иметь радиус. Рисунок при технике Фьюзинг никогда не повторяется. При изго ...

Монтаж
Был период в кино, когда монтаж провозглашался «всем», вслед за ним наступил период, когда ценность монтажа утратилась. Необходимо понять какое место занимает монтаж в производстве экранного продукта. Почему мы вообще монтируем? Даже самы ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы