Исторические коллекции и музеи

Информация о культуре » Развитие музейного дела в дореволюционной России XVIII–начала XX веков » Исторические коллекции и музеи

Страница 2

В коллекционировании исторических материалов проявлялся возрастающий интерес к прошлому, желание объяснить с помощью исторических знаний изменения, которые происходили в России. Однако в коллекционировании преобладал все же интерес к "курьезным" вещам типа "шайтанов" (языческих идолов) или "глухих калмыцких зеркал" с надписями на чужих языках. Стремление к экзотике обусловило преобладающее поступление в Кунсткамеру предметов из азиатской части России.

В фонды Кунсткамеры поступали этнографические предметы из различных стран Востока, что позднее позволило выделить из ее состава Азиатский музей. В состав мюнцкабинета (нумизматической коллекции Кунсткамеры) поступили "ледеров медальный кабинет" из Гамбурга, коллекции медалей Людовика XIV, нумизматические коллекции Я.В. Брюса, а после осуждения по обвинению в государственной измене А.П. Волынского и П.И. Мусина-Пушкина (1740) и их нумизматические собрания.

Немного раньше Кунсткамеры в Петербурге была учреждена Модель-камера. Петр I уделял большое внимание строительству флота в России. Собранные им модели и чертежи кораблей хранились вначале в его доме в Сумах, затем, в 1709 г., последовал указ о переводе моделей в Петербург и их размещении в особом помещении при Адмиралтействе. Так, из личной собственности коллекция перешла в государственную. Это было еще хранилище, коллекции которого использовались в практических целях, в качестве образцов при строительстве новых кораблей. Для Модель-камеры, прообраза будущего Морского музея, большое значение имел "Регламент Петра I 1722 г.", который законодательно устанавливал пополнение его коллекций: "Когда зачнут которой корабль строить, то надлежит приказать тому мастеру . сделать половинчатую модель на доске, и оную с чертежем по спуске корабля отдавать в Коллегию Адмиралтейскую ." Это правило неукоснительно выполнялось, что требовало строительства новых помещений.

В XVIII веке происходит не только интенсивный сбор и хранение исторических памятников, но и намечается осознанный подход к их использованию в научных целях. Многое сделали для этого крупные русские учёные В.Н. Татищев, М.В. Ломоносов, С.П. Крашенинников, Г.Ф. Миллер и др. В начале XVIII в. появились и первые законодательные акты об охране памятников.

В XVIII в. исторические музеи в России находились в стадии формирования. Коллекции исторического профиля, не имея самостоятельного значения, входили в состав музеев или находились в частных руках, оставаясь малодоступными для широкой публики.

В России для размещения одного из богатейших собраний музейно-кунсткамерного типа, принадлежащего Петру I, было построено первое специальное музейное здание – Петербургская кунсткамера (1718-1734, архитектор Г.И. Маттарнови и др.).

Продолжающееся в XVIII веке расширение частных собраний вызывает строительство дворцов, включающих в свой ансамбль специальные помещения (залы и галереи) для размещения и экспонирования коллекций. В начале XVII века складывается устойчивый архитектурный тип музейного здания с 2 или 4 внутренними дворами, образованными галереями в форме греческого креста. Экспонирующиеся коллекции становятся важным фактором в организации и декорировании архитектуры, активно воздействуют на характер интерьеров, приобретая доминирующее значение в поиске образного решения.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Судьба самарских храмов 1917 – 1980 гг
1917 г. открыл новую трагическую страницу истории. После революции положение церкви изменилось. 21 января 1918 года опубликован декрет Совета народных комиссаров РСФСР «Об отделении церкви от государства и школы от церкви». С этого момент ...

Новый состав, концепции в творчестве, репертуар
Данный период развития творчества театра ознаменован деятельностью таких руководителей как С.С. Иоаниди, В.К. Чернядев, И.Б. Борисов. В историю театра также прочно вошли художник В. Фатеев, композитор Г. Гоберник, заслуженные артисты Росс ...

Культурология как область знаний, её предмет и место в ряду наук
Понятие культуры восходит к античным временам. Первоначально культурным считался человек, который знал, как возделывать землю. От возделывания почвы человек поднимается к возделыванию своего разума. Далее культура восходит к культу (почит ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы