Алфавитный каталог, его функции, назначение, организация

Информация о культуре » Алфавитный каталог: его функции, назначение и организация на примере центральной библиотеки » Алфавитный каталог, его функции, назначение, организация

Страница 3

Если в заголовке описания перед фамилией автора имеется приставка (предлог, член и т.д.), при расстановке фамилия с приставкой рассматривается как одно нераздельное слово.

Описания произведений авторов народов Азии и Африки расставляются по алфавиту фамилий и имен, причем каждое из них, по общим правилам, рассматривается как самостоятельное слово.

Описания произведений одного автора расставляются по алфавиту заглавий. Но если в каталоге наряду с отдельными его произведениями имеются собрания сочинений, то описания располагаются двумя последовательными рядами. Первый ряд составляют описания собраний сочинений, в убывающем порядке полноты издания. Все остальные издания (отдельные произведения или сборники) расставляются во втором ряду в общем алфавите заглавий.

Описания одноименных собраний сочинений или различных изданий одного произведения, если на них составляются самостоятельные описания, расставляются в обратнохронологическим порядке годов издания и нисходящей последовательности порядковых номеров издания.

Основные описания произведений двух и трех авторов расставляются в каталоге по фамилии первого автора. Собрания сочинений, по общему правилу, выносятся вперед, а описания отдельных произведений ставятся в общем алфавите заглавий с произведениями, написанными единолично первым автором. Добавочные описания на соавторов расставляются в общем алфавите заглавий их произведений. Таким образом, заголовок основного описания, повторенный в добавочном, во внимание не принимается.

Добавочные описания на первого автора книг, принадлежащих четырем и более авторам и описанных под заглавием, также расставляются в общем алфавите его произведений.

Добавочные описания на составителей, редакторов и других лиц, принимавших участие в работе над произведением или подготовке его к изданию, расставляются в одном ряду с описаниями произведений, в которых они являются авторами или соавторами. Описания, составленные под коллективным автором, расставляются по алфавиту первых, а при их совпадении – последующих слов заголовка. В пределах описаний, основных и добавочных, составленных под одинаковым заголовком, карточки расставляются в общем алфавите заглавий.

Расстановка описаний, составленных под заглавием, производится по алфавиту первых, а при их совпадении – последующих слов. Предлоги и союзы в начале и в середине заглавия при расстановке рассматриваются как самостоятельные слова. Ученое или почетное звание, обозначение, чин, титул, духовный сан, приведенные в заглавии, при расстановке принимаются во внимание.

Если в заглавие входят в качестве неотъемлемой части числительные или цифры, при расстановке карточек они принимаются во внимание в их словесном выражении. Если однотипные заглавия различаются только цифрами, расстановка производится в возрастающей последовательности чисел, выраженных этими цифрами.

Расстановка описаний разных изданий одного произведения, выпущенных с одинаковым заглавием, производится в обратнохронологическом порядке годов издания и в нисходящей последовательности порядковых номеров издания.

Таким образом, вышеперечисленные особенности организации алфавитного каталога, позволяют библиотекарям составить и оформить алфавитный каталог в наиболее удобном и доступном виде для читателя и наиболее полно удовлетворить его запросы.

Страницы: 1 2 3 

Еще по теме:

Структура работы
Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих семь параграфов, заключения, списка используемой литературы (250 наименований). Общий объём работы составляет 146 стр. "Культура - одно из двух-трех самых сложных слов, использу ...

В.С. Высоцкий как объект музея в библиотеке
В предыдущей главе мы говорили о том, что выбор темы для музея в библиотеке мы связали с 70-летием В. Высоцкого. 25 января 2008 в России вспоминали замечательного поэта, актера и певца Владимира Высоцкого. 25 июля 1980 года, когда Москва ...

Творчество Джованни Баттиста Пиранези
Родился Пиранези в Мольяно, близ Местре. В Венеции изучал перспективу и искусство сценической декорации. В 1740 году уехал в Рим, где до 1744 года обучался технике гравюры у Джузеппе Вази. После этого он ненадолго вернулся в Венецию, а в ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы