Культура этрусков

Информация о культуре » Культура Древнего Рима » Культура этрусков

Один из истоков древнеримской культуры нужно искать в культуре этрусков. В VII в. до н.э. этрусское государство, располагавшееся на северо-западе Апеннинского полуострова и представлявшее собой союз городов, подчинило себе племена латинян и задало тон культурогенезу последних.

Происхождение этрусских племен до конца не выяснено. Много тайн хранят их язык, письменность. Однако известно, что уже в VIII – VI вв. до н.э. этруски строили укрепленные города, знали морское дело (их суда долгое время контролировали море у берегов Сицилии), вели оживленную торговлю. Они славились как искусные ремесленники и земледельцы. Их государственное устройство составлял союз городов (двенадцатиградие). Наиболее крупные среди них – Вей, Тарквиния, Ветулония, Вульчи, Перузия. Под властью городов находились более мелкие поселения. Управляли объединением городов наделенные жреческой властью цари (лукумоны) и местная аристократия.

Религия. Не без влияния греков сложилась своеобразная религия этрусков. Высшую часть пантеона их богов занимали Тин (Тиния), Уни и Менрва (позже ставшая римской Минервой), что соответствовало Зевсу, Гере и Афине. На формирование загробного культа, видимо, повлияли восточные верования. Этруски испытывали особый страх перед душами умерших, верили в посмертное воздаяние за грехи и в загробную жизнь, которую рассматривали по аналогии с земной.

Архитектура. В архитектуре этрусков главное место занимало строительство храмов и гробниц. Этрусские храмы во многом напоминали греческие, но имели свои особенности. При строительстве гробниц этрусские зодчие впервые стали использовать клинообразные камни, поэтому их считают изобретателями арочной конструкции.

Этрусский храм стоял на высоком фундаменте – подиуме, ко входу вела лестница, обнесенная колоннами. Храм с широко расставленными колоннами имел фронтальную композицию: одна из узких сторон являлась фасадом и украшалась портиком, остальные заменяла глухая стена. На фронтоне нередко помещались статуи. В этрусском храме молились, поэтому три его стены не окружались колоннами, а имели пилястры (выступающие из стен столбы). Эта особенность этрусской храмовой архитектуры была воспринята римлянами. Отличительной чертой здешних храмов было использование тосканского ордера. В сравнении с дорическим тосканский ордер имел более тяжеловесные пропорции, гладкие, без каннелюр колонны, базу сложного профиля, высокую капитель и аттик.

Исскуство. Изобразительное искусство этрусков испытывало мощное воздействие соседних восточных и греческой культур. К самобытным явлениям этрусской скульптуры относится мемориальная пластика – погребальные урны-канопы и фигурные надгробия, украшенные скульптурными портретами ушедших из жизни. Этрусскую скульптуру и позднюю живопись отличало стремление передать характерные черты личности изображаемых людей. Позже это станет основой впечатляющих достижений реалистического римского портрета.

Высокий уровень исполнения отличал этрусское декоративно-прикладное искусство. Изделия из бронзы (пряжки, конская сбруя, домашняя утварь), золотые ювелирные украшения, выполненные в технике зернения, славились далеко за пределами Этрурии. Символом Рима стала выполненная этрусскими мастерами «Капитолийская волчица» (V в. до н.э.). Популярна была и их оригинальная керамика. Внешне эти изделия напоминали греческие сосуды, однако технология формовки и методы графического или живописного украшения были типично этрусскими. Гончары обжигали сосуды до черного тона, а потом полировали их и чаще всего процарапывали на поверхности рисунок. От этого керамика приобретала вид металлических изделий (стиль буккеро).

Достигнув зенита славы в VI в. до н.э., этруски к концу столетия стали терять свое могущество. Со второй половины V в. до н.э. постепенно приходили в упадок их города, непрерывно, но безуспешно воевавшие с Римом, под власть которого они и попали к III в. до н.э. В 89 г. до н.э. Рим объявил этрусков своими гражданами. Произошла окончательная ассимиляция самобытной культуры, ставшей своеобразным мостом между греческой и римской античностью.

Еще по теме:

Объект и предмет исследования
Объектом исследования данной работы является массовая культура как празднество, разыгрывающее систему ценностей. Предметом исследования выступает театрализованное представление в единстве символических элементов и игровых процессов культу ...

Сфера житейских знаний
Житейские знания возникают в непосредственном взаимодействии людей с окружающей средой и отражают явления действительности в понятиях, имеющих простое, наглядное и конкретное значение. Житейскому познанию чужды абстракции и лишенные нагля ...

«Покорение Сибири Ермаком»
Над картиной Суриков начал работать с 1891 года. Он изъездил всю Сибирь, собирая материалы. Ездил в Тобольск и по Оби для пейзажа. В 1892 году - на Дон собрать казацкие типы, в 1893 году - па самый север Сибири рисовать остяков, в 1894 - ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы