Художественные музеи

Информация о культуре » Развитие музейного дела в дореволюционной России XVIII–начала XX веков » Художественные музеи

Страница 1

В столице Российской империи первой четверти XIX в. произошло преобразование собраний Зимнего дворца в дворцовый музей. Со вступлением на трон Александра I была увеличена сумма расходов на содержание и обслуживание Эрмитажа, увеличен штат служащих.

Наиболее значительно эрмитажное собрание пополнилось после заграничного похода русской армии 1813—1815 гг., в том числе за счет приобретения картин императрицы Франции Жозефины. После перепланировки залов музея под руководством Дж. Кваренги изменилось расположение картин. Появились залы французской, испанской, нидерландской живописи, залы Рембрандта, П.П. Рубенса, А.Ван Дейка. Расположение картин постепенно приобретало систематический характер. В 1825 году впервые появилась галерея русской живописи.

Предусматривалось расширение круга посетителей Эрмитажа. Были определены часы посещения музея летом и зимой.

Пристальное внимание музеям уделял и Николай I. При нем возник Новый Эрмитаж (архитектор Л. фон Кленце). Тогда же по приказу императора были сожжены некоторые портреты, картины и другие предметы, вывезенные из Варшавы после подавления восстания 1830—1831 гг.

Во второй четверти XIX века в музее увеличилось количество произведений современной русской живописи, что отражало академические вкусы двора. Эти произведения легли в основу коллекций будущего Русского музея императора Александра III.

В этот период в Эрмитаж поступило много античных памятников из Италии, Египта, из собрания графини Лаваль, а также российского Причерноморья. Здесь хранилась одна из лучших в мире коллекций самоцветов.

Несмотря на ограничение доступа в Эрмитаж (например, Николай I в 1832 г. запретил военным, гражданским чиновникам и иностранцам посещать музей в сюртуках), музей сыграл большую роль в художественном образовании русских художников и общественности в целом.

Получила развитие Оружейная палата, для которой архитектор И.В. Егоров в 1806 г. начал сооружение нового здания. Начальник ведомства Кремлевской экспедиции П.С. Валуев добился запрета передачи вещей из Оружейной комнаты в другие ведомства. Со времени утверждения составленных им правил (1806) Оружейную палату можно считать музеем. В 1810 г. возведение нового здания для нее было завершено. Однако открыть экспозицию музея удалось только в 1814г. Ее описал в своем "Указателе самых главных примечательностей, которые хранятся в "Оружейной палате" (1826) П.П. Свиньин, известный коллекционер того времени. Еще раньше, в 1807 г., историк А.Ф. Малиновский выпустил в свет первую часть "Исторического описания древнего российского музеума под названием Мастерской и Оружейной палаты".

Фонды Оружейной палаты систематически не пополнялись. К середине XIX в. в ней насчитывалось 10 тыс. предметов. Экспонаты группировались по следующим отделениям: икон, царского сана, регалий, оружия, царской посуды, портретов, экипажей. Представленные в музее военные трофеи демонстрировали идею всепобеждающего самодержавия.

К 1851 г. было возведено новое здание Оружейной палаты по проекту архитектора К.А. Тона.

Российские художественные музеи по содержанию своих собраний являлись в своей массе типично дворцовыми. В экспозициях на первый план выдвигались личности монархов с целью подъема их авторитета.

В рассматриваемый период в России продолжало развиваться частное художественное собирательство. Это происходило на волне общего интереса к отечественной истории и древностям и вовлечения в орбиту собирательства, помимо аристократии, купечества и интеллигенции. Первым из частных коллекционеров галерею русской школы собрал П.П. Свиньин в Москве (произведения О.А. Кипренского, Д.Г. Левицкого, С.Ф. Щедрина, А.Е. Егорова, А.Г. Венецианова, мозаичный портрет Петра Первого работы М.В. Ломоносова), а в Петербурге Ф.И. Прянишников, собравший свыше 170 произведений 84 русских художников, в том числе Левицкого, В.Л. Боровиковского, К.П. Брюллова, В.А. Тропинина, Кипренского, И.К. Айвазовского, П.А. Федотова и др. Выдающиеся коллекции скульптуры, живописи, предметов декоративно-прикладного искусства имели граф П.А. Строганов, князь Д.Л. Нарышкин в Санкт-Петербурге, В.А. Борисов в Шуе. Продолжается формирование частных собраний западно-европейской живописи (коллекции Н.С. Мосолова, А.А. Тучкова, Е.Д. Тюрина, Н.А. Кушелева-Безбородко и др.).

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Индексы
Индексы — условные обозначения каких-то предметов или ситуаций; имеющие компактный, легко обозримый вид и применяемые для того, чтобы выделить эти предметы и ситуации из ряда других. Иногда (но не обязательно) их стараются подбирать так, ...

Концепция английского парка и основные принципы его создания
Ключевые элементы дизайна природного сада в английском стиле: 1. При создании такого сада стремятся к сохранению естественного рельефа, почвы, существующих растений. 2. Предусматривается создание как можно более разнообразных сред обита ...

Украшательство в советском предметном формообразовании 30х гг
Роль художника в технич-м мире 30х гг. видится теперь в украшательстве форм. 30-е гг. были периодом укрепления сов. империи, культом личности Сталина. Эти процессы породили свой образ жизни, кот. отразился на предметном мире. В архитектур ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы