Культура Древнего Рима

Информация о культуре » Культура Древнего Рима

История культуры Древнего Рима охватывает период с VIII в. до н.э. по V в. н.э. Просуществовав более 12 веков, последняя стала явлением значительно более сложным, чем греческая культура. Само слово «Рим» когда-то трактовалось как синоним величия, славы, военной доблести, богатства, но впоследствии превратилось в печальный символ надлома и краха мощной экспансионистской цивилизации, даже во времена своего подъема испытывавшей кризисные потрясения. Милитаризм являлся одной из характерных особенностей римской цивилизации.

Римляне в отличие от греков предпочитали воевать, а не торговать. Ратные подвиги и заслуги служили пропуском в политику, были гарантией личной карьеры и достойного положения в обществе. Войны велись с целью присоединения завоеванных территорий. Тем самым город-государство постепенно расширялся, пока не достиг пределов мировой империи. Одновременно с политическим подчинением других государств и целых регионов происходила их латинизация. Причем этот процесс охватывал все слои общества, а не только элиту, как это было с греческой эллинизацией провинциалов. Римлян характеризовало стремление ассимилировать другие культуры. Примечательно также постепенное исчезновение социальных различий между римлянами и представителями иных народов (греки же никогда не приравнивали себя к варварам). Эдикт императора Каракаллы 212 г. н.э. даровал римское гражданство всем свободным жителям империи.

Развитие римской культуры находилось под влиянием культур завоеванных народов и племен, прежде всего греков и этрусков. Римлян отличало неукротимое стремление перерабатывать отдельные культурные и цивилизационные достижения покоряемых народов в соответствии с утилитаристской системой ценностей, а затем объявлять достижения «своими». От этрусков они позаимствовали цифры, позже названные «римскими», церемонию триумфа (торжественного въезда полководца-победителя), ставшую символом величия Рима, гладиаторские бои и многое другое. Творчески усвоив иноземные достижения, римляне в некоторых областях общественной жизнедеятельности, преимущественно в сферах материальной культуры и права, превзошли своих учителей, добившись впечатляющих результатов.

Если греки, наиболее ярко проявили себя в области искусства и философии, то римляне обнаружили бесспорные способности в практической деятельности. Амбивалентная черта римского характера – практицизм, перерастающий в утилитаризм, наложила отпечаток на весь ход развития Римской республики и империи.

Римляне рано сформировали в своей культуре чувство собственной исключительности и особой миссии по отношению к другим народам. Откровенно сказал об этом Вергилий в «Энеиде»:

Римлянин! Ты научись народами править державно – В этом искусство твое! – налагать условия мира, Милость покорным являть и смирять войною надменных!

Первоначально этическим идеалом римлян (так же, как и греков) было героическое поведение – virtus (мужество, доблесть и т.п. добродетели), утверждавшее такие ценности, как верность гражданскому долгу, сдержанность, упорное терпение и настойчивость, мужество, твердость, величие духа, уважение к традициям предков, почитание богов. Но данный идеал по мере нарастания и обострения противоречий в римском обществе все более и более перемещался в сферу назидательной риторики и апологетической литературы, утрачивая социальную почву.

Отличительными особенностями римской религии были ее «формульный», договорной характер и прагматическая направленность, отвечающие духу официальной римской культуры. Римская религия сосредоточилась на обрядовой стороне. Религиозный ритуал рассматривался как своеобразный договор, а точное исполнение всех пунктов обряда – как гарантия успешности обращения к богам. Первоначально римские боги представлялись в качестве безличных сил, управляющих миром. Количество различных духов и демонов было поистине огромно. Впоследствии под влиянием греков и этрусков в Риме складывается антропоморфный пантеон богов во главе с Юпитером.

Многих богов римляне заимствовали у греков, иногда через этрусков, бог неба Юпитер напоминает Зевса, бог войны Марс – Ареса, богиня мудрости Минерва – Афину, бог врачевания Эскулап – Асклепия, богиня любви Венера – Афродиту и т.д. Особо почитались древнеиталийские боги Лары (духи очага и семьи), Гении (покровители людей), Пенаты (домашние боги). Большая роль отводилась культу Весты (богини очага и римской общины). В Риме в ее честь воздвигли храм Весты, в котором вечный огонь поддерживался высоко ценимыми жрицами-весталками. Большой популярностью пользовались «Сивиллины книги», по преданию отражавшие судьбу римского народа. Широкое распространение получила практика гаданий. Жрецы-авгуры толковали различные знамения, гадали по полету птиц, по внутренностям (особенно печени) животных, по священным курам. Были и другие способы узнать, благоволят ли боги к тому, что задумал сделать человек.

Ведя происхождение права от богов, римская религия придавала особый статус юридическому мышлению. Уважение к закону, наряду с почитанием богов и традиций предков, отличало римский менталитет. Именно система права, это впечатляющее достижение Древнего Рима, оказала решающее влияние на европейскую юридическую мысль. В практику современного судопроизводства вошли такие созданные римлянами формы, как предварительное следствие, допрос, тюрьма, апелляция. Римляне впервые сформулировали одно из основных правил современной юриспруденции – презумпцию невиновности.

Римское право подобно религии долго сохраняло «формульный» характер. Ни одна правовая система того времени не имела таких точных формулировок и нигде следование букве закона не было столь неукоснительно. Правда, его толкование не было застраховано от произвола.

Древнейшим письменным сводом римского права стали Законы двенадцати таблиц» (середина V в. до н.э.), регулировавшие имущественные и торговые отношения. Процесс дальнейшей разработки системы римского права, направленного, прежде всего, на защиту частной и государственной собственности, связан с профессиональными комментариями и дополнениями к этим законам. Основателями римской юридической науки считаются Публий Муций Сцевола (II в. до н.э.) и Квинт Муций Сцевола (140–82 гг. до н.э.). Империя стимулировала системное оформление права. Во второй половине II в. н.э. появились знаменитые Институции Гая, но уже в середине III в. н.э. начался явный упадок римской юриспруденции.

Художественная культура Рима, сформировавшаяся под влиянием искусства греков и этрусков, отличалась большим разнообразием и пестротой форм, эклектическим смешением эстетических достижений ассимилированных в сверхдержаве культур; некоторые из них находились на достаточно высокой ступени развития. При сравнении основных принципов художественной культуры греков и римлян очевидно их различие. Эстетическим идеалом греков было чувство прекрасного, гармонии. Римское искусство основывалось на принципе пользы. Эта черта художественного мышления римлян сформировалась под воздействием культуры этрусков.

Еще по теме:

Биография и творчество Григория Ивановича Гуркина
В коллекции графических изображений пейзажа алтайских художников Алтайском краевом музее изобразительных и прикладных искусств представлены работы Г.И. Гуркина. Ныне она занимает не только значительную художественную ценность, но представ ...

Предметный мир средневековья
Предметный мир средневековья зависит от подхода, который использовался при создании архитектуры и интерьера. Во времена античности, например, в Др. Греции, интерьер был открыт окруж-му простр-ву, а во времена средневековья интерьер дома н ...

«Чёрное море»
За внешним реализмом этого полотна скрывается глубочайшая метафизика. "Море" и "небо" - вот два главных его героя. Сюжет - их противоборство и единство. "Черное море" отличает какой-то неотменимый ритм, отвеч ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы