Учение о внутренней структуре культуры

Культурология как наука » Учение о внутренней структуре культуры

Страница 1

Существует множество концепций, делящих культуру по разным основаниям, прежде всего на материальную и духовную (традиция, идущая еще от археологов и отчасти философов). С точки зрения собственно культурологии, подобная дихотомия не позволяет нам узнать что-либо новое о культуре, а только убедиться в том, что любое культурное явление, будучи опредмеченным, является субстратно-материальным (даже музыка), но одновременно, даже самое утилитарное из них (плотничий топор), является в известном смысле духовным, несущим в своих формах и чертах, смыслах и содержаниях определенную символическую информацию.

В своем рассуждении о морфологии культуры я, присоединяясь к известному культурологу А.Я. Флиеру, исхожу из разработанной еще философами-эволюционистами прошлого века концепции структурирования культуры на обыденную и специализированную и развернутой на этой основе уже в наши дни теории Э. Орловой, дифференцирующей культуру на функциональные блоки и прослеживающей каналы трансляции социально значимой информации между обыденной и специализированной культурами.

Целесообразность деления культуры на обыденную и специализированную состоит в том, что основные функции человеческой жизнедеятельности возникали в недрах обыденной культуры (повседневной практики, входившей в привычный образ жизни крестьянина или горожанина и которой не нужно было специально учиться; основные ее знания усваивались на уровне общего воспитания и обыденных социальных контактов), но со временем выделялись в специализированные профессии, освоение которых было уже практически невозможным без специального профессионального образования, на чем собственно и строится специализированная культура. При этом основные функции обеих сфер культуры продолжают существовать параллельно, но в разных областях жизни индивида.

Флиер А.Я. выделяет четыре основных блока осуществления человеческой жизнедеятельности, представленные следующими областями социальной практики:

а) культура социальной организации и регуляции, в область которой входят такие специализированные и неспециализированные сферы жизнедеятельности, как:

· хозяйственная культура (на специализированном уровне - экономика, торговля, финансы и т.п.; на обыденном уровне - домашнее и приусадебное хозяйство);

· правовая культура (специализированная - право, юриспруденция, система охраны общественного порядка и регуляции правовых отношений; обыденная - мораль, нравственность, общественное мнение);

· политическая культура (специализированная - государственная политика, идеология, управленческая работа, военное и полицейское дело и пр.; обыденная - межличностные отношения между людьми в области приватного взаимодействия);

б) культура познания и рефлексии мира, человека и межчеловеческих отношений:

· философская культура (специализированная - труды специалистов-философов; обыденная - здравый смысл обыденных представлений о мире и правилах человеческого поведения, народная мудрость);

· научная культура (специализированная - профессиональная наука; обыденная - повседневные рациональные знания о мире, бытовая логика социальной жизнедеятельности);

· религиозная культура (специализированная - систематизированные религиозные учения, конфессии и деноминации, професссионально построенная эзотерика; обыденная - мистика, бытовая магия, разнообразные проявления языческих атавизмов прошлого);

· художественная культура (специализированная - построенное на специальном образовании или самодеятельное искусство, но под руководством профессионалов; обыденная - бытовое, "саморазвлекательное" искусство, а также разные виды имитационно-игровой деятельности и т.п.);

в) культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации:

· культура межличностных информационных контактов (реально существует только в обыденной форме);

· культура массовой информации (специализированная - профессиональные СМИ, реклама, общественные связи; обыденная - слухи, сплетни и т.п.);

· информационно-кумулятивная культура (специализированная - система музеев, библиотек, архивов, электронных банков информации и пр.; обыденная - предания, верования, легенды и т.п.);

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Предметная и исполнительская техника
К миру техники относятся артефакты двоякого рода. Во-первых, это материальная, или предметная, техника: разнообразные орудия, машины, аппараты и прочие материальные средства человеческой деятельности. Во-вторых, это исполнительская техник ...

Сферическая перспектива
Проблема в овладении предметом, передаче в живописи не внешнего подобия, а сущности предмета, чрезвычайно важна. П.П. Чистяков – преподаватель Петрова-Водкина, «прививал» молодой русской живописи конца прошлого – начала нынешнего столетия ...

Субкультура и контркультура
культура концепция культурология Субк-ра – это такие явл-я к-ры, кот. идут вразрез, отрицают принятые в общ-ве ценности, нормы, принципы, идеалы. Существ-е субк-ры обьясняется соц-ми, этн-ми, демограф-ми различиями, существ-ми в общ-ве. ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы