Учение о внутренней структуре культуры

Культурология как наука » Учение о внутренней структуре культуры

Страница 1

Существует множество концепций, делящих культуру по разным основаниям, прежде всего на материальную и духовную (традиция, идущая еще от археологов и отчасти философов). С точки зрения собственно культурологии, подобная дихотомия не позволяет нам узнать что-либо новое о культуре, а только убедиться в том, что любое культурное явление, будучи опредмеченным, является субстратно-материальным (даже музыка), но одновременно, даже самое утилитарное из них (плотничий топор), является в известном смысле духовным, несущим в своих формах и чертах, смыслах и содержаниях определенную символическую информацию.

В своем рассуждении о морфологии культуры я, присоединяясь к известному культурологу А.Я. Флиеру, исхожу из разработанной еще философами-эволюционистами прошлого века концепции структурирования культуры на обыденную и специализированную и развернутой на этой основе уже в наши дни теории Э. Орловой, дифференцирующей культуру на функциональные блоки и прослеживающей каналы трансляции социально значимой информации между обыденной и специализированной культурами.

Целесообразность деления культуры на обыденную и специализированную состоит в том, что основные функции человеческой жизнедеятельности возникали в недрах обыденной культуры (повседневной практики, входившей в привычный образ жизни крестьянина или горожанина и которой не нужно было специально учиться; основные ее знания усваивались на уровне общего воспитания и обыденных социальных контактов), но со временем выделялись в специализированные профессии, освоение которых было уже практически невозможным без специального профессионального образования, на чем собственно и строится специализированная культура. При этом основные функции обеих сфер культуры продолжают существовать параллельно, но в разных областях жизни индивида.

Флиер А.Я. выделяет четыре основных блока осуществления человеческой жизнедеятельности, представленные следующими областями социальной практики:

а) культура социальной организации и регуляции, в область которой входят такие специализированные и неспециализированные сферы жизнедеятельности, как:

· хозяйственная культура (на специализированном уровне - экономика, торговля, финансы и т.п.; на обыденном уровне - домашнее и приусадебное хозяйство);

· правовая культура (специализированная - право, юриспруденция, система охраны общественного порядка и регуляции правовых отношений; обыденная - мораль, нравственность, общественное мнение);

· политическая культура (специализированная - государственная политика, идеология, управленческая работа, военное и полицейское дело и пр.; обыденная - межличностные отношения между людьми в области приватного взаимодействия);

б) культура познания и рефлексии мира, человека и межчеловеческих отношений:

· философская культура (специализированная - труды специалистов-философов; обыденная - здравый смысл обыденных представлений о мире и правилах человеческого поведения, народная мудрость);

· научная культура (специализированная - профессиональная наука; обыденная - повседневные рациональные знания о мире, бытовая логика социальной жизнедеятельности);

· религиозная культура (специализированная - систематизированные религиозные учения, конфессии и деноминации, професссионально построенная эзотерика; обыденная - мистика, бытовая магия, разнообразные проявления языческих атавизмов прошлого);

· художественная культура (специализированная - построенное на специальном образовании или самодеятельное искусство, но под руководством профессионалов; обыденная - бытовое, "саморазвлекательное" искусство, а также разные виды имитационно-игровой деятельности и т.п.);

в) культура социальной коммуникации, накопления, хранения и трансляции информации:

· культура межличностных информационных контактов (реально существует только в обыденной форме);

· культура массовой информации (специализированная - профессиональные СМИ, реклама, общественные связи; обыденная - слухи, сплетни и т.п.);

· информационно-кумулятивная культура (специализированная - система музеев, библиотек, архивов, электронных банков информации и пр.; обыденная - предания, верования, легенды и т.п.);

Страницы: 1 2

Еще по теме:

1930-е гг.- первая волна репрессий против церкви
С 1930 г. начался процесс повсеместного закрытия церквей, гонений на церковнослужителей. Как правило, закрытию церкви предшествовали «просьбы трудящихся». Большую роль в истории государственно-церковных отношениях играло постановление 192 ...

Биография
Василий Иванович Суриков родился 12 января (24 по новому стилю) 1848 года в городе Красноярске в семье губернского регистратора Ивана Васильевича Сурикова. Семья принадлежала к старинному казачьему роду. "Предки его пришли в Сибирь в ...

Естественные знаки
Естественные знаки - понимаются вещи и явления природы. Конечно, не все из них выступают как знаки. Предмет не может быть знаком самого себя, он становится знаком, когда указывает на какие-то другие предметы и рассматривается в качестве ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы