1930-е гг.- первая волна репрессий против церкви

Информация о культуре » История самарского православного зодчества » 1930-е гг.- первая волна репрессий против церкви

С 1930 г. начался процесс повсеместного закрытия церквей, гонений на церковнослужителей. Как правило, закрытию церкви предшествовали «просьбы трудящихся». Большую роль в истории государственно-церковных отношениях играло постановление 1929 года о религиозных объединениях. Начался новый переучет самарских церквей. Все православные монастыри и монастырские общины были ликвидированы Все жилые дома, которые были при церквях, были национализированы. А сами храмы переоборудованы для нужд советского режима. Так, В 30-х гг. XX в. во время кампании по ликвидации культовых построек несколько раз ставился вопрос о закрытии Петропавловской церкви. Храм закрыли в 1939 г., а его здание использовали под военный склад, позднее под конюшни.

В 1930 г. закрыли Спасо_Вознесенский собор и в нем разместился клуб кустарей. Колокольня и купол были сломаны. С 1941 г. здание храма использовалось под склад хозяйственной части Приволжского военного округа.

Храмы и монастырское имущество были переданы в распоряжение местных органов Советской власти, что поставило на грань гибели и разорения множество памятников культового зодчества в крае. В 1933 г. на Алексеевской площади (ныне пл. Революции) в ночь с 7 на 8 ноября были сожжены богослужебные книги и старые, по мнению большевиков, "не имеющие ценности как материальной, так и культурной", иконы и ризы из Вознесенского собора, Спасо-Преображенской и Казанской церквей Самары. См. таблицу. В начале 1937 года во дворе музея истории религии и атеизма (ныне католический костел на ул. Фрунзе) последовало массовое сожжение икон, среди которых были замечательные памятники XIV-XVII веков.

Служители монастырей также подверглись репрессиям. По опубликованным данным архивов ФСБ по Самарской области только в первой половине 30-х годов было арестовано 149 монашествующих, из них 59 расстреляно. Члены монастырских общин были изгнаны из келий, построенных собственными руками, и зверски замучены или провели остаток дней в тюрьмах и лагерях.

Прискорбно, что в эти годы были уничтожены предметы искусства и старины, так как изымаемое золото и серебро переплавлялось без оценки художественной ценности, достоинств. В период с 1920-1941 год были закрыты все храмы кроме Покровской церкви. (См. таблицу.)

Еще по теме:

Роль русского языка на Украине
россия украина культурный Широкое распространение русского языка среди украинцев (при наличии значительной по численности – около 17 % - доли русского населения) является важным фактором в процессе строительства независимого украинского ...

Особенности графики японских мастеров
Японская цветная ксилография (гравюра на дереве) – уникальное явление в истории мирового искусства. Её технику японцы заимствовали из Китая. Изначально печатная продукция носила ремесленный характер, как самостоятельный вид искусства япон ...

Формирование художественных принципов средневекового искусства
Религия относится к женской красоте более чем настороженно. В христианстве телесная красота традиционно признается иллюзорной и обманчивой, а инквизиторы вообще видели в красивом женском лице почти такой же верный признак ведовства, как п ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы