Православная религия является хранителем мудрости и опыта русского народа. Ведь недаром, слово культура происходит от слова культ. «То, чему, как и кому поклоняется народ- культ, определяет мировоззрение и нравственное лицо народа, а уже затем на этом духовном фундаменте укрепляется духовная жизнь и возрастает здание культуры народа»- сказал Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий.
Сейчас мы являемся свидетелями резко возросшего интереса к религии. Журналисты определили наше время как век нового крещения Руси: восстанавливаются разрушенные храмы, строятся новые церкви. Это возросшее строительство объясняет интерес к истории культового зодчества. Судьба культового зодчества сегодня, когда мы подводим итоги наших потерь, стала одной из актуальных тем истории. Вопрос о сохранении культовых построек у многих не вызывает сомнений. На повестку дня выступают другие проблемы, требуют ответа вопросы: какие из культовых зданий надо восстанавливать в первую очередь, какова их художественная и историческая ценность и какую функцию они должны выполнять после реставрации? Уместно напомнить, что на территории Самары сохранилось более десятка бывших культовых построек, а в нашей области их насчитываются сотни.
Даже при поверхностном обзоре этих полуразрушенных и искаженных переделками зданий становится очевидным, что многие из них могли бы стать архитектурными памятниками.
Однако за годы забвения наша память основательно очистилась от самой истории культового строительства, а без нее вопросы восстановления и реставрации памятников остаются нерешенными.
Объект исследования - русское православное строительство.
Предмет изучения – история православного зодчества в г. Самара.
Цель данной работы - проследить историю и выявить особенности развития православного строительства в г. Самара.
Задачи:
1) Выделить этапы культового зодчества в нашем городе.
2) Определить особенности выделенных периодов.
3) На основании сохранившихся документов и научной литературы проследить связь строительства православных святынь с культурной, политической и общественной жизнью города.
Гипотеза исследования: на протяжении 1586 – 2010 гг. на самарское православное зодчество большое влияние оказывала общественно-политическая и культурная политика государства
Методы исследования:
1) Теоретический анализ источников и литературы
2) Описание
3) Сравнительный анализ
4) Искусствоведческий анализ
Хронологические рамки работы: 1589 - 2010 гг.
Наибольшее значение для данной работы составили следующие книги:
1. Историко-церковная энциклопедия «Православные святыни самарского края», в которой подробно описаны православные святыни Самары: соборы, церкви, часовни города и его предместий, так же храмы при учебных заведениях, больницах, предприятиях и кладбищах. Особенно важно то, что данная книга содержит большое количество ранее не опубликованных иллюстративных и информационных материалов, сведений.
2. Справочник «Монастыри самарского края (XVI-XX вв.)», где содержатся сведения об истории монастырей самарского края, с момента их основания до закрытия, а так же о монастырях возрожденных в начале 90-х годов XX века.
3. Историко-статистический очерк «20-тилетие Самары как губернского города», в котором подробно описаны истории многих самарских храмов.
4. Учебное пособие «Очерки самарской епархии», где говорится о деятельности самарской епархии на протяжении XIX-XX вв.
Таким образом, научная значимость данного исследования заключается в том, что вопрос об истории развития православного строительства в г. Самара в целом и ее периодизации в вышеуказанных изданиях не достаточно изучен.
Еще по теме:
Классификация гостиниц по обслуживанию целевых рынков
Цель путешествия является основным фактором, определяющим тип гостиницы, ее основное функциональное назначение, требования к ее территории, объему услуг, целесообразных в условиях конкретного гостиничного комплекса, а также определяющим с ...
Многообразие подходов к определению культуры. Понятие культуры
В культурологии сущ разные подходы к определению культуры. В связи с этим сформир разные концепции культуры: 1. Антропологическая считает, что культ присуща не только людям, но и животным.; 2. Аксиологическая – совокуп матер и дух ценност ...
"Исцеление слепорожденного"
Эта картина выпадает из цикла суриковских картин. И жест, и выражение лица прозревающего слепого, в котором можно узнать "юродивого" из "Морозовой", преувеличены, почти карикатурны. Фигуры, выглядывающие сзади, безразл ...