История самарского православного зодчества

Информация о культуре » История самарского православного зодчества

Православная религия является хранителем мудрости и опыта русского народа. Ведь недаром, слово культура происходит от слова культ. «То, чему, как и кому поклоняется народ- культ, определяет мировоззрение и нравственное лицо народа, а уже затем на этом духовном фундаменте укрепляется духовная жизнь и возрастает здание культуры народа»- сказал Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий.

Сейчас мы являемся свидетелями резко возросшего интереса к религии. Журналисты определили наше время как век нового крещения Руси: восстанавливаются разрушенные храмы, строятся новые церкви. Это возросшее строительство объясняет интерес к истории культового зодчества. Судьба культового зодчества сегодня, когда мы подводим итоги наших потерь, стала одной из актуальных тем истории. Вопрос о сохранении культовых построек у многих не вызывает сомнений. На повестку дня выступают другие проблемы, требуют ответа вопросы: какие из культовых зданий надо восстанавливать в первую очередь, какова их художественная и историческая ценность и какую функцию они должны выполнять после реставрации? Уместно напомнить, что на территории Самары сохранилось более десятка бывших культовых построек, а в нашей области их насчитываются сотни.

Даже при поверхностном обзоре этих полуразрушенных и искаженных переделками зданий становится очевидным, что многие из них могли бы стать архитектурными памятниками.

Однако за годы забвения наша память основательно очистилась от самой истории культового строительства, а без нее вопросы восстановления и реставрации памятников остаются нерешенными.

Объект исследования - русское православное строительство.

Предмет изучения – история православного зодчества в г. Самара.

Цель данной работы - проследить историю и выявить особенности развития православного строительства в г. Самара.

Задачи:

1) Выделить этапы культового зодчества в нашем городе.

2) Определить особенности выделенных периодов.

3) На основании сохранившихся документов и научной литературы проследить связь строительства православных святынь с культурной, политической и общественной жизнью города.

Гипотеза исследования: на протяжении 1586 – 2010 гг. на самарское православное зодчество большое влияние оказывала общественно-политическая и культурная политика государства

Методы исследования:

1) Теоретический анализ источников и литературы

2) Описание

3) Сравнительный анализ

4) Искусствоведческий анализ

Хронологические рамки работы: 1589 - 2010 гг.

Наибольшее значение для данной работы составили следующие книги:

1. Историко-церковная энциклопедия «Православные святыни самарского края», в которой подробно описаны православные святыни Самары: соборы, церкви, часовни города и его предместий, так же храмы при учебных заведениях, больницах, предприятиях и кладбищах. Особенно важно то, что данная книга содержит большое количество ранее не опубликованных иллюстративных и информационных материалов, сведений.

2. Справочник «Монастыри самарского края (XVI-XX вв.)», где содержатся сведения об истории монастырей самарского края, с момента их основания до закрытия, а так же о монастырях возрожденных в начале 90-х годов XX века.

3. Историко-статистический очерк «20-тилетие Самары как губернского города», в котором подробно описаны истории многих самарских храмов.

4. Учебное пособие «Очерки самарской епархии», где говорится о деятельности самарской епархии на протяжении XIX-XX вв.

Таким образом, научная значимость данного исследования заключается в том, что вопрос об истории развития православного строительства в г. Самара в целом и ее периодизации в вышеуказанных изданиях не достаточно изучен.

Еще по теме:

Дворцы Петербурга
Известно, что Летний дворец Петра I — это самый ранний и самый скромный из петербургских дворцов. На левом берегу Невы в том месте, где из нее вытекает река Фонтанка, первую царскую резиденцию — деревянное здание «голландского» фасада — в ...

Аркадий Александрович Пластов
Пластов А.А. родился в1893 в с. Прислониха Симбирской губ. Лучшие его картины стали классикой русской живописи XX в. Пластов – великий художник крестьянской России. Она смотрит на нас с его картин и портретов и останется в вечности такой, ...

Декоративная стилизация
Стилизация – намеренная имитация художественного стиля, характерного для какого-либо автора, жанра, течения, для искусства и культуры определённой социальной среды, народности, эпохи. В изобразительном искусстве и преимущественно в декора ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы