История самарского православного зодчества

Информация о культуре » История самарского православного зодчества

Православная религия является хранителем мудрости и опыта русского народа. Ведь недаром, слово культура происходит от слова культ. «То, чему, как и кому поклоняется народ- культ, определяет мировоззрение и нравственное лицо народа, а уже затем на этом духовном фундаменте укрепляется духовная жизнь и возрастает здание культуры народа»- сказал Архиепископ Самарский и Сызранский Сергий.

деньги под залог птс авто в воронеж - Автоломбард Автозайм

Сейчас мы являемся свидетелями резко возросшего интереса к религии. Журналисты определили наше время как век нового крещения Руси: восстанавливаются разрушенные храмы, строятся новые церкви. Это возросшее строительство объясняет интерес к истории культового зодчества. Судьба культового зодчества сегодня, когда мы подводим итоги наших потерь, стала одной из актуальных тем истории. Вопрос о сохранении культовых построек у многих не вызывает сомнений. На повестку дня выступают другие проблемы, требуют ответа вопросы: какие из культовых зданий надо восстанавливать в первую очередь, какова их художественная и историческая ценность и какую функцию они должны выполнять после реставрации? Уместно напомнить, что на территории Самары сохранилось более десятка бывших культовых построек, а в нашей области их насчитываются сотни.

Даже при поверхностном обзоре этих полуразрушенных и искаженных переделками зданий становится очевидным, что многие из них могли бы стать архитектурными памятниками.

Однако за годы забвения наша память основательно очистилась от самой истории культового строительства, а без нее вопросы восстановления и реставрации памятников остаются нерешенными.

Объект исследования - русское православное строительство.

Предмет изучения – история православного зодчества в г. Самара.

Цель данной работы - проследить историю и выявить особенности развития православного строительства в г. Самара.

Задачи:

1) Выделить этапы культового зодчества в нашем городе.

2) Определить особенности выделенных периодов.

3) На основании сохранившихся документов и научной литературы проследить связь строительства православных святынь с культурной, политической и общественной жизнью города.

Гипотеза исследования: на протяжении 1586 – 2010 гг. на самарское православное зодчество большое влияние оказывала общественно-политическая и культурная политика государства

Методы исследования:

1) Теоретический анализ источников и литературы

2) Описание

3) Сравнительный анализ

4) Искусствоведческий анализ

Хронологические рамки работы: 1589 - 2010 гг.

Наибольшее значение для данной работы составили следующие книги:

1. Историко-церковная энциклопедия «Православные святыни самарского края», в которой подробно описаны православные святыни Самары: соборы, церкви, часовни города и его предместий, так же храмы при учебных заведениях, больницах, предприятиях и кладбищах. Особенно важно то, что данная книга содержит большое количество ранее не опубликованных иллюстративных и информационных материалов, сведений.

2. Справочник «Монастыри самарского края (XVI-XX вв.)», где содержатся сведения об истории монастырей самарского края, с момента их основания до закрытия, а так же о монастырях возрожденных в начале 90-х годов XX века.

3. Историко-статистический очерк «20-тилетие Самары как губернского города», в котором подробно описаны истории многих самарских храмов.

4. Учебное пособие «Очерки самарской епархии», где говорится о деятельности самарской епархии на протяжении XIX-XX вв.

Таким образом, научная значимость данного исследования заключается в том, что вопрос об истории развития православного строительства в г. Самара в целом и ее периодизации в вышеуказанных изданиях не достаточно изучен.

Еще по теме:

Индексы
Индексы — условные обозначения каких-то предметов или ситуаций; имеющие компактный, легко обозримый вид и применяемые для того, чтобы выделить эти предметы и ситуации из ряда других. Иногда (но не обязательно) их стараются подбирать так, ...

Признание Веласкеса, как великого художника
Дон-Диего-Родригес-Веласкес-де-Сильва (1599—1660) родился в 1599 г. в Андалузии, в городе Севилье. Отец его, происходивший из португальского семейства, лет за сто пред тем переселившегося в Андалузию, предназначал будущего художника для с ...

Ажурная резьба
Ажурная (сквозная) резьба по дереву, разновидность художественной обработки дерева, при которой фон полностью выбирается, а остается лишь само изображение, что роднит ее с объемной резьбой. В русском крестьянском искусстве этот вид резьбы ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы