В культурологии софистика достигает апогея, когда пытаются рассматривать функции культуры и особенно ее роль в становлении личности. Под пером некоторых теоретиков культура рисуется как некое репрессивное средство, порождающее, порой, трагические финалы. “Сегодня, - пишет проф. А. Флиер, - уже никому не нужно доказывать, что культура такой же инструмент насилия над личностью, как политическая власть; и гильотина не менее культурна (культурообусловлена), чем симфония Бетховена. Гильотина отнимает у человека жизнь против его желания, музыка же может подвести его к самоубийству, доводя до эмоционального срыва состояние внутренней неудовлетворенности”[8. С.4]. Эта же мысль излагается в философской энциклопедии. Пытаясь осветить роль биологической и надбиологической программ (генокода и социокода) в формировании личности, здесь сказано, что “многие возможные проявления биологических программ запрещаются культурой, и эти запреты обладают различной степенью жесткости и соответственно разными репрессивными санкциями. Культура как бы “табуирует” многие желания и мотивы, связанные со свободным проявлением животных инстинктов, воспитуя и формируя человека с раннего детства” [3. С.68].
Получается, что культура, говоря образно, она исполняет некие полицейские функции. В одних случаях лишает человека жизни или доводит его до самоубийства, в других " запрещает свободное проявление животных инстинктов, желаний и мотивов". Внешне эти тезисы выглядят правдоподобно. Но они таят в себе коварную логическую ловушку. Авторы этих суждений не поняли, что же на самом деле табуирует, запрещает культура? Любой здравомыслящий человек тут же разгадает коварство всех этих софизмов. Особенно в первом суждении, что, скажем, гильотина отнимает жизнь у человека. Оказывается, гильотина, как, например, и топор палача есть некие хищные существа. Но еще более абсурдна мысль о коварной роли музыки Бетховена. Конечно, любой шедевр культуры может оказаться поводом (но не причиной!), ускоряющим трагический исход больного воображения. Такие факты были в истории искусства. Спрашивается, если культура столь коварна по отношению к каждой личности личности, то не лучше ли человечеству запретить и отказаться от этого грандиозного мира ценностей. Возможно, в этом аспекте прав был небезызвестный Геббельс, фанатично вещавший, что "когда слышу слово культура, у меня рука тянется к пистолету".
Еще по теме:
Художественный образ
Только тогда есть подлинное произведение искусства, когда в нем содержатся художественные образы.
Характерные особенности художественного образа:
– эмоциональность;
– условность;
– символичность;
– многозначность.
Подобно религии и ...
Музей Высоцкого: характеристика деятельности
Опираясь на предыдущие опыты открытия музеев, мы решили создать литературный музей им. В. Высоцкого при библиотеке. Музеи в библиотеках помогают привлечь в библиотеку новых читателей, сохраняют и возрождают память о народных традициях, но ...
Коллекционирование в эпоху средневековья
С падением Римской империи в 476 г. Европа вступила в средние века, где отличительной особенностью ее культуры становится религиозно-христианское мировоззрение и символизм, которые определяли нравственные нормы и ценности общества.
Средн ...