Искусство Византии

Информация о культуре » История искусства » Искусство Византии

Временем возникновения Византии считают 395 год, когда умер Феодосий Великий, завещавший своим двум сыновьям в качестве самостоятельных владений Западную и Восточную Римскую империю. Название «Византия» происходит от «Визант» — древнего имени греческого города, который под названием «Константинополь» стал столицей империи. Сами византийцы называли себя ромеями (римлянами), название «Византия» утвердилось только в эпоху Возрождения (его использовали итальянские гуманисты).

Византия просуществовала более тысячи лет, почти столько же, сколько и Древний Рим. Время существования Византии довольно точно соответствует хронологическим рамкам Средневековья, чего нельзя сказать ни об одном другом государстве мира. Именно византийская культура может считаться непосредственной наследницей и преемницей античной культуры, и не случайно Константинополь называли «вторым Римом». Он был крупнейшим городом, богатым и культурным. Именно византийская архитектура, живопись, философия, теология, наука и т.п. в течение длительного времени выступали в качестве недосягаемого образца для народов как мусульманского, так и христианского мира.

Византия создала особую культуру, представляющую из себя оригинальный сплав Греко-римской и восточной культуры. Для русских людей она имеет особое значение, т.к. оказала серьезнейшее влияние на нашу культуру, недаром существовала концепция «Москва — третий Рим».

Византийское искусство прошло в своем развитии:

– ранний период, «золотой век» Юстиниана (527 – 565 гг.) IV – VII вв.

– иконоборческий период VIII – IX вв.

– период «Македонского Возрождения» Х в.

– «Палеологовский Ренессанс» XIII – XV вв.

Византийское искусство дало блестящие образцы архитектуры, в частности, крестово-купольный храм. Достаточно назвать собор Св. Софии в Константинополе. Впервые была реально воплощена идея грандиозного центрического храма, увенчанного колоссальным куполом. План Св. Софии представляет собой слегка вытянутый прямоугольник, в центре которого мощными устоями выделен квадрат. Основу храма составляет трехнефная базилика. Каждая деталь Св. Софии, каждый аспект его внешнего вида и внутреннего пространства были призваны явить миру образ вселенной таким, каким его родило сознание того времени. Если внешний вид храма был строг и даже аскетичен, то его внутреннее строение и убранство поражали великолепием.

В византийском храмовом строительстве главенствует крестово-купольный тип. Купол на барабане устремлен ввысь, он опирается на четыре свободно стоящие опоры. От подкупольного пространства крестообразно, ориентируясь по сторонам света, расходятся «рукава» равноконечного «греческого» креста — прямоугольные помещения, перекрытые сводами, как правило, цилиндрическими. Все пространство храма связано воедино и подчинено центральному куполу.

Византийцы усовершенствовали мозаику, исполняя ее из цветного стекла — смальты — вместо античной из морской гальки или кусочком мрамора. Они клали кусочки смальты под определенным углом, усиливая мерцание золотого фона, создающее таинственность и мистичность настроения. Византийские мастера оставили образцы тонкой каменной резьбы капителей, замечательную рукописную миниатюру, жемчужное и золотое шитье.

Для искусства Византии характерны строгая каноничность и символизм. В византийской живописи нет движения, она статична, лишена прямой перспективы, светотеневой моделировки, намека на ракурс, она на тысячелетие застыла в своих догмах.

Еще по теме:

Хай-тек в предметном формообразовании
Термин «хай-тек» появился после выхода в 1978г. одноимённой книги Дж. Крона и С. Слесин. Это название было образовано от термина “High-style” (высокий стиль) и сокращённого «technology» (технология, техника). Особенностью произведений, вы ...

Философия и искусство
Отличие философии от искусства заключается в том, что философия есть область теоретического, а искусство – художественного мышления. Философ мыслит абстракциями, поэт – художественными образами. Первый доказывает и объясняет, второй показ ...

Состав фондов и содержание документов архива
В архиве хранятся 1 368 фондов, 6 576 620 единиц хранения, 350 000 томов книг, охватывающие период с XIII века по начало XX века. Из них: фонды учреждений — 1020 фф. (6 280 241 ед.хр.); личные фонды — 337 фф. (156 644 ед.хр.); архивные ко ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы