Временем возникновения Византии считают 395 год, когда умер Феодосий Великий, завещавший своим двум сыновьям в качестве самостоятельных владений Западную и Восточную Римскую империю. Название «Византия» происходит от «Визант» — древнего имени греческого города, который под названием «Константинополь» стал столицей империи. Сами византийцы называли себя ромеями (римлянами), название «Византия» утвердилось только в эпоху Возрождения (его использовали итальянские гуманисты).
Византия просуществовала более тысячи лет, почти столько же, сколько и Древний Рим. Время существования Византии довольно точно соответствует хронологическим рамкам Средневековья, чего нельзя сказать ни об одном другом государстве мира. Именно византийская культура может считаться непосредственной наследницей и преемницей античной культуры, и не случайно Константинополь называли «вторым Римом». Он был крупнейшим городом, богатым и культурным. Именно византийская архитектура, живопись, философия, теология, наука и т.п. в течение длительного времени выступали в качестве недосягаемого образца для народов как мусульманского, так и христианского мира.
Византия создала особую культуру, представляющую из себя оригинальный сплав Греко-римской и восточной культуры. Для русских людей она имеет особое значение, т.к. оказала серьезнейшее влияние на нашу культуру, недаром существовала концепция «Москва — третий Рим».
Византийское искусство прошло в своем развитии:
– ранний период, «золотой век» Юстиниана (527 – 565 гг.) IV – VII вв.
– иконоборческий период VIII – IX вв.
– период «Македонского Возрождения» Х в.
– «Палеологовский Ренессанс» XIII – XV вв.
Византийское искусство дало блестящие образцы архитектуры, в частности, крестово-купольный храм. Достаточно назвать собор Св. Софии в Константинополе. Впервые была реально воплощена идея грандиозного центрического храма, увенчанного колоссальным куполом. План Св. Софии представляет собой слегка вытянутый прямоугольник, в центре которого мощными устоями выделен квадрат. Основу храма составляет трехнефная базилика. Каждая деталь Св. Софии, каждый аспект его внешнего вида и внутреннего пространства были призваны явить миру образ вселенной таким, каким его родило сознание того времени. Если внешний вид храма был строг и даже аскетичен, то его внутреннее строение и убранство поражали великолепием.
В византийском храмовом строительстве главенствует крестово-купольный тип. Купол на барабане устремлен ввысь, он опирается на четыре свободно стоящие опоры. От подкупольного пространства крестообразно, ориентируясь по сторонам света, расходятся «рукава» равноконечного «греческого» креста — прямоугольные помещения, перекрытые сводами, как правило, цилиндрическими. Все пространство храма связано воедино и подчинено центральному куполу.
Византийцы усовершенствовали мозаику, исполняя ее из цветного стекла — смальты — вместо античной из морской гальки или кусочком мрамора. Они клали кусочки смальты под определенным углом, усиливая мерцание золотого фона, создающее таинственность и мистичность настроения. Византийские мастера оставили образцы тонкой каменной резьбы капителей, замечательную рукописную миниатюру, жемчужное и золотое шитье.
Для искусства Византии характерны строгая каноничность и символизм. В византийской живописи нет движения, она статична, лишена прямой перспективы, светотеневой моделировки, намека на ракурс, она на тысячелетие застыла в своих догмах.
Еще по теме:
Ионический ордер
Зародившись в Малой Азии, ионический ордер (рис 2) развивался в Греции. В ордере как бы объединились две школы — малоазиатская и аттическая.
Образцом малоазиатской школы был храм Афины в Приене (320 год до н. э., архитектор Пифей), аттич ...
Принципы построения двух- и трёхфигурной композиции
Основные принципы построения многофигурной композиции:
1 – выбор характерных элементов композиции: объединение по однородным признакам, стилю, форме, цвету, фактуре; выявление и подчеркивание наиболее важной однородности; включение в ком ...
Военная живопись 1941-1945гг
Тяжелейшим испытанием для страны стала ВОВ с Гитлеровской Германией. Когда разразилась вторая мировая война, история мирового искусства пережила чрезвычайные события. Социальные движения тех лет вызывают революционные течения художественн ...