Культура и искусство стран социалистического лагеря

Информация о культуре » Социалистическая культура » Культура и искусство стран социалистического лагеря

Страница 1

социалистический культура советский

Победа Советского Союза в войне с фашизмом и образование лагеря социалистических государств привели к новому соотношению общественных сил на мировой арене. При всех специфически национальных особенностях развития искусству социалистических стран присущи идеологическое единство, которое лежит в его основе, идеи мира и гуманизма, международного сотрудничества и прогресса. Сплоченные едиными устремлениями служения идеям социализма и коммунизма, художники социалистических стран стоят на передовых позициях идеологической борьбы, ведущейся с лагерем империализма и реакции. Работавшие в прошлом по заказам эстетствующих меценатов, «покровителей искусства», с установлением народной власти художники обрели нового заказчика — народ, заинтересованный в развитии всех областей культуры и искусства.

Человек труда, новой, коммунистической морали стал главным героем их творчества. Для воплощения этого величественного образа от художников потребовались реалистичность, приверженность правде жизни, мобилизация всех усилий на преодоление наследия формализма и модернизма, оставленного буржуазной культурой первых десятилетий нашего века. С разными результатами ведется эта борьба в различных странах, в некоторых из них еще удерживают свои позиции сторонники абстракционизма, появляются и отдельные псевдоноваторы, повторяющие «экспериментаторство» в духе сюрреалистов и других новейших течений. Но в целом уже теперь можно говорить о формировании искусства действительно нового типа, связанного с идеями марксизма-ленинизма, о формировании целой художественной системы искусства, развивающегося на основе метода социалистического реализма.

С переходом к развернутому строительству социализма вступает в действие намеченная коммунистическими и рабочими партиями программа подъема культуры, пересматривается и переоценивается художественное наследие, создаются произведения, отображающие жизнь и быт народа, его революционное прошлое. В сложной борьбе за утверждение метода социалистического реализма художники молодых социалистических стран имеют перед собой пример деятелей искусства Советского Союза, с которыми у них установились тесные дружеские связи, обогащающие культуру каждой страны. Демонстрацией единства идейно-эстетических принципов стали выставки изобразительного искусства социалистических стран в Москве (1957—1958, 1975), в Софии (1973) и в других странах социализма.

Широкое распространение получили монументальные и декоративные формы, все виды художественно-декоративного искусства, народных промыслов, развивающихся на новой основе. Преобразуя облик своих стран, освобожденные народы развернули грандиозное строительство городов и сел, промышленных предприятий, электростанций и водохранилищ, курортов для трудящихся. В большинстве своем — это ансамбли нового типа, в которых все виды искусства выступают на основе равноправного содружества. Монументальная скульптура органически включается в организацию пространства площадей и улиц, садов и приморских курортов, живопись — фрески и мозаика — украшают стены общественных зданий, произведения прикладного искусства — интерьеры. Большие темы историко-революционной борьбы и современности, образы народных вождей, воплощенные в произведениях монументального искусства, входят в повседневную жизнь строителей социализма. Растущему с каждым годом отряду молодых мастеров принадлежит будущее искусства во всех странах. Этим объясняется забота о молодежи мастеров старшего поколения, которые передают ей свой опыт и знания. Высокая коммунистическая идейность, убежденность в важности своей работы, способствующей преобразованию жизни, и верность реализму, профессиональное мастерство и поиск новых эмоциональных средств художественной выразительности, присущие молодежи, дают уверенность в грядущих завоеваниях реалистического искусства.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Развитие русской живописи
Во второй половине ХVIII века в русском искусстве формируется стиль классицизм, для которого характерны строгость рисунка, следование в композиции определенным правилам, условность колорита, использование сюжетов из Библии, античной истор ...

Общие тенденции развития музейного дела
Особенностью развития музейного дела и коллекционирования во второй половине XIX — начале XX вв. являлась их дальнейшая демократизация. Это проявлялось, с одной стороны, в укреплении ведущей роли передовых слоев общества — ученых, разночи ...

"Космические оперы" музыка в космических сагах
Начало 1980-х - это все еще господство космического жанра научной фантастики. Множество жанров сплетаются в космических эпопеях: космо, боевик, фантастика, фэнтези, киберпанк, сентай. В 1982 году на экраны выходит сериал "Гиперпрос ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы