Травы

Информация о культуре » Традиции празднования Ивана Купалы » Травы

На день летнего солнцестояния в северных странах приходится самый пышный расцвет природы. Появляются первые ягоды, в изобилии грибы и в самом соку травы.

В народе верили, что все чудодейственные и целебные травы распускаются как раз в ночь на Ивана Купала, они оказывают действенную помощь, только если сорваны на заре и прежде чем на них обсохнет роса.

Знающие и опытные люди, а особенно деревенские лекари и знахари, ни под каким видом не пропускали Ивановой ночи. Они собирали целебные коренья и травы на весь год.

Множеству трав присваивали особые свойства иногда поразительного, волшебного характера:

Петров-крест - «крест» находится в корне, на глубине двух аршин, и предохраняет от колдунов, и от нечистой силы ;

Разрыв-трава – считалось, что если натереть ею клинок то он разрубит и сталь и камень;

чертогон – ее вкладывали в трещину над воротами, калиткой или под крышами, также от колдунов и для изгнания чертей;

чернобыль-трава - эту траву заплетают в плети и кладут их «под Иванову росу» с приговором: «Мать-земля, отец-небо, дайте рабам вашим от этой травы здоровья»;

зяблица - помогает от ребячьего крика и от бессонницы, но для успешного действия ее нужно выдержать в молоке;

расперстьице - эту траву сушат, измельчают в порошок и присыпают им больные места на теле (порезы, нарывы, опухоли);

"плакун-траву", особенная сила которой, по мнению крестьян, заключена в её корне, имеющем свойство прогонять злого духа, владелец же корня будет внушать к себе страх;

"терлыч-трава" употреблялась для приворота девушками: они носили её у себя за пазухой и приговаривали: "Терлич, терлич, хлопцев покличь!». Большим спросом пользовались также травы: «дивий сил»; «мария-магдалина» (от тоски), «богородская» трава (для окуривания отелившихся коров), «пастушья сумка» (хорошее кровоостанавливающее средство при различных кровотечениях); страдающие ревматизмом собирали в большом количестве жгучую крапиву; заячья капуста (лечения ран, ожогов); на случай простуд, кашля необходимо было иметь дома мать-мачеху, душицу, багульник.

Украшением и символом праздника были цветы Иван-да-марья, символизирующие солнце и воду, и если в эту ночь сорвать цветок и вложить в углы избы, вор не подойдет к дому: брат с сестрой (желтый и фиолетовый цветки растения) будут между собою разговаривать, а вору покажется, что разговаривают хозяин с хозяйкою.

Собранными травами окуривали больных, боролись с нечистью, их бросали в затопленную печь во время грозы, чтобы предохранить дом от удара молнии, употребляли их и для приворота или для "отсушки".

И в наши дни травы и цветы, собранные в Иванов день, высушивают и берегут, считая очень целебными.

Еще по теме:

«Покорение Сибири Ермаком»
Над картиной Суриков начал работать с 1891 года. Он изъездил всю Сибирь, собирая материалы. Ездил в Тобольск и по Оби для пейзажа. В 1892 году - на Дон собрать казацкие типы, в 1893 году - па самый север Сибири рисовать остяков, в 1894 - ...

«Радуга»
Начиная с 1860-х годов, "импровизационная" манера письма Айвазовского, не "копировавшего" мир с натуры, а как бы вспоминавшего и даже сочинявшего его, вступила в противоречие с новейшими тенденциями в тогдашней русской ...

Витраж
Витраж (фр. vitrage – остекление, от лат. vitrum – стекло) – произведение декоративного искусства изобразительного или орнаментального характера из цветного стекла, рассчитанное на сквозное освещение и предназначенное для заполнения проём ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы