Римская цивилизация как эпоха расцвета античности

Информация о культуре » История искусства » Римская цивилизация как эпоха расцвета античности

Дальнейшее развитие античной культуры и цивилизации происходило в рамках тысячелетней истории «вечного Рима», государства, которое прошло путь от маленькой крестьянской общины на реке Тибр до огромной мировой державы. Римская цивилизация была эпохой наивысшего расцвета античной культуры и вместе с тем ее последней страницей. Согласно преданию Рим был основан 21 апреля 753 г. до н.э. Ромулом и Ремом, их предком был Эней, покинувший Трою, после ее падения. Долгое время это считалось легендой, но археологические раскопки подтверждают связь Древнего Рима с троянской культурой и тот факт, что первые поселения появились в VIII в. до н.э.

Римская культура была явлением значительно более сложным, чем греческая, в ее формировании приняли участие многие народы и племена, подчинившиеся римской власти — греки, народы Ближнего Востока, этруски. Греческие, этрусские и восточные влияния творчески перерабатывались в соответствии с римской системой ценностей. Римская культура стала питательной почвой культуры романо-германских народов Европы. Она дала миру классические образцы военного искусства, государственного устройства, права, градостроительства, новые типы инженерных сооружений, реалистические скульптурные портреты, фрески, мозаики, поэтические творения и ораторские шедевры, интереснейший опыт в области театральных и зрелищных представлений.

В развитии художественной культуры Древнего Рима выделяют следующие периоды:

1) царский (VIII – VI вв. до н.э.);

2) республиканский (V – I в. до н.э.);

3) императорский (I – V в. н.э.).

Римскую идеологию и систему ценностей определял прежде всего патриотизм, выражавшийся не только в готовности пожертвовать жизнью за родину, но и в высоком уважении и любви к героическому прошлому. В Риме всегда господствовало представление об особой богоизбранности римского народа и самой судьбой предназначенных ему победах. Делами единственно достойными римлянина признавались политика, война, законотворчество. Римская ментальность резко отличалась от греческой. Если греки были изумительно одаренным народом в области художественного творчества, то римляне (как они сами признавали) имели наибольшие способности к практической деятельности.

Римская культура тесно связана с религией. На первом этапе это примитивный политеизм, когда каждый предмет и каждое явление имели своего духа, свое божество. Каждый дом имел свою Весту — богиню домашнего очага. Почитались души предков — пенаты, лары, маны. Особенностью религиозного мировоззрения римлян является их узкий практицизм и утилитарный характер общения с божеством по принципу «do, ut des» — «я даю, чтобы ты дал мне». С V в. до н.э. начинается сильное влияние греческой религии. Богатая мифология греков обогатила сухую почву итало-римской религии: Зевс – Юпитер, Гера – Юнона, Афина – Минерва, Афродита - Венера, Арес – Марс, Посейдон – Нептун, Гермес – Меркурий, Геракл – Геркулес, Гестия – Веста. Происходит отождествление римского и греческого пантеонов.

Достижения римской цивилизации в области строительства:

– использование бетона;

– строительство прочных рационально проложенных дорог;

– использование арочных и купольных конструкций;

– высокая градостроительная культура — регулярная планировка;

– создание системы коммуникаций (водопровод, канализация);

– разнообразие общественных сооружений (спортивных, зрелищных, храмов, терм).

Знаменитые общественные деятели:

Ганнибал, Юлий Цезарь, Октавиан Август, Спартак, Корнилий Тацит, Цицерон, Меценат, Нерон.

Литература Древнего Рима:

– Вергилий — поэма «Энеида». Сборники стихов «Буколики» и «Георгики».

– Гораций — оды. Трактат «Наука поэзии».

– Овидий — лирическая поэма «Наука любви». «Скорбные элегии». «Метаморфозы». «Послания с Понта».

– Ювенал — сатиры.

– Апулей — авантюрно-аллегорический роман «Золотой осел».

– Плавт — комедиограф.

– Петроний — обличительный роман «Сатирикон».

– Плутарх (грек по происхождению) — жизнеописания великих деятелей.

– Сенека — многочисленные философские произведения и трагедии.

– Марк Аврелий — философская проза «Наедине с собой».

– Теренций — комедиограф.

Еще по теме:

Первая всемирная промышленная выставка 1851 года и ее значение для развития формообразования предметного мира
В середине 19 в. в развитых странах Зап. прошла промышл-я революция и стали появляться новые изобретения, много машин-механизмов. Необходимо было как-то продемонстрировать все достижения техники пром-го произв-ва. Т.к. Англия была одной и ...

Этюд по картине: «Посещение царевной женского монастыря»
Зима 1912 года. К женскому монастырю подъезжает царская карета. Из нее выходит молодая царевна, няня, матушка и сестра. Царевна приостанавливается у входа в монастырь и медленно охватывает его взглядом снизу вверх. На какое-то мгновение ...

Ненавидимая и любимая
Нужно отметить, что ни одна другая книга в истории не становилась объектом такого жестокого преследования и даже ненависти. Со времен средневековья и вплоть до ХХ века Библию сжигали на кострах. И даже в наше время за чтение и распростран ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы