Осмысление культурологических проблем в неокантианстве

Информация о культуре » Основы культурологии » Осмысление культурологических проблем в неокантианстве

Неокантианство - философское движение второй половины 19 в., возникшее под лозунгом «назад к Канту». Объединяет в себе целый ряд разнородных направлений, общим для которых был интерес к идеям Канта, которые рассматривались во многом в качестве противовеса позитивизму и посткантовскому идеализму. Возобновление интереса к Канту связано с работами крупнейших историков мысли К. Фишера («Жизнь Канта и основы его учения», 1860), Ф. А. Ланге («История материализма», 1866), О. Либмана («Кант и эпигоны», 1865). Часть представителей неокантианства – «кантофилологи» (Э. Адикес, Х. Файхингер) — видели главной своей задачей создание как можно более адекватного образа кантовской философии. Другие усматривали в философии Канта удобный трамплин для собственных психологических, онтологических или аксиологических учений. Наиболее значимые результаты были получены представителями так называемой «Марбургской» (Г. Коген, П. Наторп, Э. Кассирер) и «Баденской» (В. Виндельбанд, Г. Риккерт) школ. Коген и Наторп развивали трансценденталистские мотивы кантовской философии, причем под трансцендентализмом понималось выявление логической структуры знания (всякий же «психологизм» отметался). Изменению в этой связи подверглось и понятие «вещи в себе». Оно трактовалось как идея завершения опыта, как бесконечная задача человеческого разума. Трансцендентальный метод Канта предлагалось распространить за пределы выявления условий возможности естествознания и математики на все другие сферы духовной деятельности человека. Баденская школа акцентировала внимание на другом аспекте кантовской философии, а именно на интересе Канта к нормативным принципам. На основе разработки различных аспектов нормативности баденцами была осуществлена классификация наук и выявлена специфика наук о духе в отличие от наук о природе. Они пришли к выводу о том, что эти науки различаются не по предмету, а по методу исследования. Науки о природе стремятся выявить общее повторяющееся в явлениях природы, законы её развития. Науки о культуре стем понять и объединить единые уникальные историч, культ факты и события, кот нельзя подвести под понятие общего закона. Важнейшими отличительными чертами наук о духе признавался интерес к индивидуальному, а также соотнесение духовных фактов с ценностями (добром, красотой). Риккерт счит, что объекты культуры облад ценностным хар-ом, а ценность определяет предмет не как всеобщий и повторяющийся, а как важный, интересный, имеющий значение своей уникальностью. Он счит, что ценности имеет надисторический характер и образуют в соей совокупности вечный идеальный потусторонний мир. По мере осознания ценностей, чел вырабат опред идеалы, кот он руководствуется в своей жизни. Ценности опред смысл его жизни.

Еще по теме:

Творчество Джованни Баттиста Пиранези
Родился Пиранези в Мольяно, близ Местре. В Венеции изучал перспективу и искусство сценической декорации. В 1740 году уехал в Рим, где до 1744 года обучался технике гравюры у Джузеппе Вази. После этого он ненадолго вернулся в Венецию, а в ...

Аксиологическая концепция культуры
В рамках этой концепции К. – совокупность матер и дух ценностей. В современной лит-ре ценность понимается: 1. как предмет, имеющий какую-л. пользу и удовлет ту или иную потребность чел; 2. как идеал (представление о желаемом); 3. как знач ...

Первый период творческих достижений в области живописи
Начиная со второй половины 1620-х годов Рибера, насколько можно судить по его сохранившимся произведениям, все более обращается к живописи. Известность его растет. Уже в 1626 году он был избран членом римской Академии св. Луки, о чем свид ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы