С приходом Возрождения стали возникать первые учреждения, которые в дальнейшем послужили возникновению музея как социокультурного института. Этому способствовало возвращение к жизни классической древности в качестве культурной ценности; освобождение человеческой мысли от богословского догматизма; развитие светской гуманистической культуры, науки и искусства; познание мира природы и человека.
Одним из следствий стремления образованных людей к постижению окружающего мира стал расцвет коллекционирования. В отличие от бессистемного собирательства средневековья оно приобрело целенаправленность.
Коллекционеры обращали внимание, прежде всего, на античное наследие как на первоисточник знаний. Они пытались восстановить утраченные в средние века связи с культурными традициями античности, поэтому собирали любые материальные предметы греко-римской цивилизации – рукописи, фрагменты архитектуры, геммы, монеты, надписи на камне и металле, скульптуру. Одним из первых обладателем античных монет и медалей был Петрарка, а гуманист Браччолини коллекционировал древние надписи и античные монеты. Свою коллекцию из бюстов и архитектурных форм имел художник Скварчоне.
Интерес гуманистов к античному искусству изменил эстетические ценности эпохи. Собирать и хранить его наследие появилось у светских правителей и римских пап, состоятельных бюргеров и кардиналов. В эти коллекции вкладывались и произведения современных художников и скульпторов. Отсюда начинается расцвет светского заказа и меценатства. Появилось “искусство ради искусства”, которое оценивали на основе эстетических критериев. К тому же к началу XVI в. достойными коллекционирования стали считать не только законченные шедевры, но и эскизы, этюды, наброски.
В эпоху Возрождения история заняла важное место среди других областей знаний. Особенно осмыслялась деятельность великих личностей прошлого. В результате появился интерес к мемориальным предметам и изображениям выдающихся людей, к их коллекционированию. Так, в коллекции историка Паоло Джовио были собраны портреты великих людей прошлого и современников. Каждый портрет сопровождался “Похвальным словом” - латинским текстом, содержащим краткое жизнеописание изображенной личности.
Огромный импульс развитию коллекционирования дали Великие географические открытия. Экзотическая одежда и оружие, утварь, образцы неведомой ранее флоры и фауны, драгоценные камни стали оседать в собраниях коллекционеров через мореплавателей и специальных агентов. Зарождалось естествознание, которому требовались образцы флоры, фауны, минералов. Так стали появляться естественно-научные коллекции систематического характера.
В коллекциях эпохи Возрождения соседствовали друг с другом картины и минералы, античные древности и кокосовые орехи, астрологические приборы и скульптура. Такой универсализм отражал интеллектуальное стремление познать окружающий мир во всем его многообразии.
Именно в это время владельцы собраний стали демонстрировать отобранные ими предметы в соответствии с определенной концепцией и с учетом восприятия создаваемых экспозиций зрителем. К этому привлекались художники, архитекторы, гуманисты. Владельцы ряда собраний стали демонстрировать широкой публике отобранные ими произведения искусства. Так, на базе частных коллекций светской и духовной власти стали создаваться особые социокультурные институты – первые дворцовые музеи. Родиной подобного коллекционирования стала Италия, где художественными сокровищами наполнялись дворцы богатейших флорентийских семей.
Так, род Медичи стал символом художественного меценатства, а также развитых форм коллекционирования. Собранные его представителями на протяжении XV – XVII вв. коллекции составили ядро крупных художественных собраний Европы. Их опыт организации собраний, методов хранения, описания, экспонирования, накопленный при создании и существовании первого дворцового музея, широко использовался в последствии во многих европейских странах. Самой уникальной галереей, основанной Медичи во Флоренции стала Уффици, в которой имелись: “Галерея статуй” со скульптурами Донателло, Микеланджело, залы с древним и современным оружием, помещение для научных приборов, зал Трибуна, где экспонировались самые ценные экземпляры коллекции Медичи – драгоценности, медали, природные редкости, геммы, парадное оружие.
Еще по теме:
Храм Эрехтейон
Легкостью форм, особой изысканностью декоративной отделки и усложненностью композиции небольшой по размерам Эрехтейон контрастирует со строгим и величественным, подчеркнуто монументальным Парфеноном, представляющим собой дорический перипт ...
Религия и современная
культура
Неоднозначность оценок религии в качестве явления культуры на сегодняшний день совершенно очевидна. Обожествленный разум человека как бы исчерпал веру в конкретного Бога.
В ХХ веке для многих из тех, кто хотел бы сохранить религию, возро ...
Социальные институты культуры и управление культурой
Культура – это саморегулирующаяся система включает следующие основные компоненты: творцы; потребители; культура устроителей (связывают творчество со зрителями: импресарио, продюсер, спонсоры); социальные институты культуры. Значение соц. ...