Ренессансное коллекционирование

Информация о культуре » Возникновение музея как феномена культуры » Ренессансное коллекционирование

Страница 2

Во Франции Франциск I в XVI в. превратил свой замок Фонтенбло в “новый Рим” - галерею, где разместились картины и скульптуры его коллекции. Собранные сокровища неистовых коллекционеров династии Габсбургов в дальнейшем составили основу ряда европейских музеев (Прадо, художественно-исторический музей Вены). В составе их коллекций звучала идея прославления военной мощи страны и доблести короля, поэтому преобладали экспонаты, связанные с войной (оружие, портреты военачальников). Такие собрания заложили основы для появления в будущем военных музеев. В Баварии Вильгельм IV для своей резиденции приобрел картины лучших немецких художников на исторические и библейские темы. Так началась история одного из самых известных собраний живописи – Старой пинакотеки в Мюнхене. Император Рудольф II превратил Прагу в сокровищницу Европы, которая включала пинакотеку и глиптотеку, кунсткамеру с коллекцией механических приборов.

Наряду со светской аристократией большую роль в зарождении первых музеев сыграли кардиналы и папы. Они покровительствовали скульпторам и художникам, были страстными коллекционерами, устроителями первых музеев, организаторами археологических раскопок Древнего Рима и даже участвовали в реставрации памятников. Так, папа Павел II построил в Риме палаццо “Венеция”, в котором организовал музей античного и византийского искусства.

Во Франции наиболее значимыми для возникновения будущих музеев были деяния кардиналов Ришелье и Мазарини. В резиденции Ришелье находилась коллекция, которая имела множество картин (Леонардо да Винчи, Рафаэля, Тициана, Рубенса), статуи, гобелены, мебель, китайскую керамику. Собирательство Мазарини положило начало формированию будущего Лувра. В его доме находилась богатейшая коллекция картин и драгоценностей, после его смерти Людовик XIV значительно пополнил ее, и по его замыслу все королевское собрание было свезено в Лувр, а в 1681 г. была открыта картинная художественная галерея.

Помимо дворцовых коллекций существовали и другие виды собраний, которые в дальнейшем послужили богатейшим фондом для будущих музеев: кабинеты, кунсткамеры, студило, антикварии.

Кабинет - первоначально ларец с множеством маленьких выдвижных ящичков, в которых хранили античные монеты, геммы, драгоценности, затем помещение, где размещали редкости, образцы природы, произведения небольшого формата. Существовали мюнцкабинеты - с монетами и медалями; шатцкамеры – с изделиями из драгоценных камней и металлов: вундеркамеры – кабинет редкостей природы; кунсткамеры – кабинет искусства с необычными “творениями рук человеческих” и редкостями природы. Самой богатой коллекцией обладала Пражская кунсткамера, в которой хранились: природные редкости (чучела экзотических птиц, бивни, окаменелости), “магические” предметы (корень мандрагоры), мистификации и фальсификации (рог единорога), анатомические аномалии людей и животных, произведения в миниатюре (вишневая косточка с вырезанными на ней 180 человеческих лиц), научные приборы, оптические и механические устройства (компасы, подзорные трубы, часы).

Антикварии – собрание античных ценностей, в основном скульптур, место их демонстрации. Первоначально они были бессистемны и хаотичны, но со временем превратились в упорядоченную коллекцию. Первым из них был создан на Капитолийской площади в Риме, а самым знаменитым стал – антикварий Виттельсбахов, где статуи и скульптуры богов, бюсты римских императоров экспонировались в хронологическом порядке и под каждым прикреплялась плита с информацией об изображаемой личности.

Антикварий Юлиана II имел такие шедевры, как скульптурная группа “Лаокоон” и статуя Аполлона Бельведерского. С создания его “Антиквария статуй” началась концентрация античных памятников в помещениях и садах папского дворца и оформилась база для будущих известных ватиканских музеев.

Студиоло – кабинет для занятий, в котором вместе с библиотекой располагались коллекции гемм, рукописей, скульптур и картин. Здесь вели беседы о философии или созерцали произведения искусства. Это место воспринималось современниками эпохи как возрожденная форма античного мусейона. Одной из известнейших стала студиоло герцога Франческо I Медичи, созданная архитектором Вазари. Она напоминала декоративную сокровищницу, олицетворяла “мир в миниатюре”, так как в оформлении декора лежала сложная система аллегорий и символов, призванная выразить определенную идею.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Биография
Василий Иванович Суриков родился 12 января (24 по новому стилю) 1848 года в городе Красноярске в семье губернского регистратора Ивана Васильевича Сурикова. Семья принадлежала к старинному казачьему роду. "Предки его пришли в Сибирь в ...

Период увлечения графикой
Когда Рибера поселился в Неаполе, обстановка была здесь напряженной и беспокойной. Отсталое в экономическом отношении, феодальное по общественному строю, Неаполитанское королевство задыхалось под тяжестью испанского владычества. Талантлив ...

Роль этностереотипов в изучении национального характера
Формой проявления национального характера служат этнические стереотипы, которые выполняют важную функцию, определяя поведение человека в различных ситуациях и влияя на его симпатии (антипатии) в ситуации межкультурных контактов. Они спосо ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы