Поздний импрессионизм И.Э. Грабаря

Информация о культуре » Импрессионизм в русской живописи конца XIX – начала XX веков » Поздний импрессионизм И.Э. Грабаря

Страница 1

Принадлежность Игоря Грабаря к русскому импрессионизму никогда не оспаривалась. Наряду с Коровиным он наиболее ярко дал свой вариант импрессионизма. Однако стилистическую его основу трактовали по-разному. С одной стороны, его неоднократно пытались причислить к представителям реализма: «Импрессионистические тенденции в тех формах, в которых они были присущи Коровину, Грабарю и в известной мере Серову и позднему Левитану, открыли новую главу в русской реалистическим пейзаже». Живопись Грабаря – это поздний русский импрессионизм, который органично усвоил и переварил приемы и дивизионизма, и декоративного модерна, который, как и у Коровина, были приспособлены для решения своих задач.

Игорь Грабарь художественное образование начинал в Академии художеств у И.Е. Репина, а завершал в Мюнхене в знаменитой школе А.Ашбе. Во время первой поездки за рубеж в 1895 году грабарь попал под обаяние живописи импрессионистов и постимпрессионистов, красочные открытия которых стали для него подлинным откровением. Переход к новой манере с интенсивными цветовыми решениями наметился уже в работе 1903 года «Зимний вечер». Ее широкие смелые мазки и контраст теплых и холодных красок не оставляет сомнений в принадлежности к импрессионизму.

"Мартовский снег" (1904) - "ярко импрессионистическую вещь по замыслу и фактуре" - художник тоже писал на пленэре "с таким увлечением и азартом, что швырял краски на холст, как в исступлении, не слишком раздумывая и взвешивая, стараясь только передать ослепительное впечатление этой жизнерадостной мажорной фанфары". Снег играл важную роль в поэтике русского импрессионизма. И здесь он – главный герой, занимающий большую часть полотна. Крестьянская девушка в розово-синих одеждах с коромыслом и ведрами вносит не столько жанровый, сколько знаковый акцент, выражающий то, к чему стремились наши художники, и что называли словом «русскость». Обостренное восприятие красоты родной природы в праздничном ключе, интенсивность переживания пленэрных мотивов, красочные откровения сделали работы Грабаря 1904 года вершиной позднего русского импрессионизма.

Итак, мы попытались рассмотреть проявления импрессионизма в русской живописи конца 19-начала 20 века:

1) Изучив литературу по данной теме (В. Филиппов, И.С. Ненарокомова, М.Киселев, М.Герман), мы рассмотрели теоретические аспекты французского и русского импрессионизма, а также творчество художников-представителей этого направления, в особенности К. Коровина.

2) Мы попытались выделить характерные черты французского и, что особенно важно для нашей работы, русского импрессионизма.

3) А так же отметить эти черты на примере конкретного произведения, а именно картины «Пристань на севере» К. Коровина.

Таким образом, со значительного исторического расстояния видно, что живописные открытия художников второй половины XIX века составили целую эпоху в развитии изобразительного искусства и имели далеко идущие последствия. Импрессионизм, зародившись во Франции, проявился и в других национальных художественных школах, волнами распространился в искусстве многих стран мира. При этом имело место не влияние извне в форме прямого заимствования чужого языка, а взаимодействие, диалог художественных культур, продиктованный собственными тенденциями развития каждой культуры.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Реализация форм и методов образовательно-исполнительской и художественной деятельности
Вся содержательная часть нашей опытно-экспериментальной работы по приобщению членов производственного коллектива к художественной самодеятельности состояла из двух больших разделов: - образовательно-просветительский раздел был связан с о ...

Схема организации производственного участка
Я предлагаю ввести новую номенклатуру изделий на металлургическом заводе, оснащенном оборудованием для плазменной резки металла, процесс изготовления изделия не занимает много времени, следовательно, не требуется создание отдельного произ ...

Материалы для изготовления форм
Для вакуум-процесса используются синтетическая пленка, пески без связующих компонентов и вакуум. Формовочные пески. При изготовлении форм для стального, чугунного и цветного литья рекомендуется применять обычный кварцевый песок по ГОСТ 2 ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы