Поздний импрессионизм И.Э. Грабаря

Информация о культуре » Импрессионизм в русской живописи конца XIX – начала XX веков » Поздний импрессионизм И.Э. Грабаря

Страница 1

Принадлежность Игоря Грабаря к русскому импрессионизму никогда не оспаривалась. Наряду с Коровиным он наиболее ярко дал свой вариант импрессионизма. Однако стилистическую его основу трактовали по-разному. С одной стороны, его неоднократно пытались причислить к представителям реализма: «Импрессионистические тенденции в тех формах, в которых они были присущи Коровину, Грабарю и в известной мере Серову и позднему Левитану, открыли новую главу в русской реалистическим пейзаже». Живопись Грабаря – это поздний русский импрессионизм, который органично усвоил и переварил приемы и дивизионизма, и декоративного модерна, который, как и у Коровина, были приспособлены для решения своих задач.

Игорь Грабарь художественное образование начинал в Академии художеств у И.Е. Репина, а завершал в Мюнхене в знаменитой школе А.Ашбе. Во время первой поездки за рубеж в 1895 году грабарь попал под обаяние живописи импрессионистов и постимпрессионистов, красочные открытия которых стали для него подлинным откровением. Переход к новой манере с интенсивными цветовыми решениями наметился уже в работе 1903 года «Зимний вечер». Ее широкие смелые мазки и контраст теплых и холодных красок не оставляет сомнений в принадлежности к импрессионизму.

"Мартовский снег" (1904) - "ярко импрессионистическую вещь по замыслу и фактуре" - художник тоже писал на пленэре "с таким увлечением и азартом, что швырял краски на холст, как в исступлении, не слишком раздумывая и взвешивая, стараясь только передать ослепительное впечатление этой жизнерадостной мажорной фанфары". Снег играл важную роль в поэтике русского импрессионизма. И здесь он – главный герой, занимающий большую часть полотна. Крестьянская девушка в розово-синих одеждах с коромыслом и ведрами вносит не столько жанровый, сколько знаковый акцент, выражающий то, к чему стремились наши художники, и что называли словом «русскость». Обостренное восприятие красоты родной природы в праздничном ключе, интенсивность переживания пленэрных мотивов, красочные откровения сделали работы Грабаря 1904 года вершиной позднего русского импрессионизма.

Итак, мы попытались рассмотреть проявления импрессионизма в русской живописи конца 19-начала 20 века:

1) Изучив литературу по данной теме (В. Филиппов, И.С. Ненарокомова, М.Киселев, М.Герман), мы рассмотрели теоретические аспекты французского и русского импрессионизма, а также творчество художников-представителей этого направления, в особенности К. Коровина.

2) Мы попытались выделить характерные черты французского и, что особенно важно для нашей работы, русского импрессионизма.

3) А так же отметить эти черты на примере конкретного произведения, а именно картины «Пристань на севере» К. Коровина.

Таким образом, со значительного исторического расстояния видно, что живописные открытия художников второй половины XIX века составили целую эпоху в развитии изобразительного искусства и имели далеко идущие последствия. Импрессионизм, зародившись во Франции, проявился и в других национальных художественных школах, волнами распространился в искусстве многих стран мира. При этом имело место не влияние извне в форме прямого заимствования чужого языка, а взаимодействие, диалог художественных культур, продиктованный собственными тенденциями развития каждой культуры.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Самобытность древнерусской иконописи и архитектуры
Древнерусское искусство – драгоценный вклад в сокровищницу мировой культуры. Его шедевры, созданные много столетий тому назад, волнуют и восхищают величием своих образов, красотой колорита, вдохновенной поэтичностью. Пора блистательного р ...

Теория производственного искусства и художники производственники
В 1920-е годы в советской стране возникла и теория «производственного искусства». Ее создателями били Чужак, Н. Тарабукин, Б. Арватов, А. Ган. В соответствием с этой теорией искусство, понимаемое как производство вещей, рассматривалось ка ...

Авангардные направления в зарубежном дизайне 1980-х 1990-х годов
В 1980-х 90-х гг. авангардные направления проявляли схожие тенденции. Вот основные из авангардных направлений 80-90 гг.: «Хай-тек», «транс-хай-тек», «хай-тач», постмодернизм, «архетипы», «минимализм». Термин «хай-тек» появился в 1978 г. ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы