Корин Павел Дмитриевич

Информация о культуре » Война в живописи » Корин Павел Дмитриевич

Страница 3

Не раз темой для изображения становились легендарные исторические личности, великие русские полководцы: Александр Невский, Дмитрий Донской, Кутузов, Суворов. Так же часто в плакатах использовались крылатые строчки Пушкина, Лермонтова, Грибоедова, Маяковского. Написанные о других событиях, они приобретали современное звучание.

Не имея никаких полиграфических мощностей, авторский коллектив все же умудрялся ежедневно выпускать новое "Окно". При этом важно отметить: в свет выходил не единичный плакат, а целый тираж в несколько сотен экземпляров (в конце войны доходивший до полутора тысяч), который в труднейших условиях, вручную трафаретили в мастерской на Кузнецком мосту. При этом нередко работали "семейным подрядом" – работы хватало всем. Как только по радио передавали сообщения Софинформбюро, художники тут же набрасывали эскиз, а поэты, нередко опережая художников, писали стихи. Обычно срок готовности плаката составлял 24 часа, а в отдельных, экстренных случаях – не более 4 часов! Так, например, создавались плакаты, посвященные битве на Курской дуге, взятию Сталинграда, Харькова. Часто в плакатах использовались тексты, уже опубликованные в периодической печати. Так, через 18 часов после выхода в свет стихотворения К. Симонова "Убей его!" был создан плакат Кукрыниксов, на котором фашист в виде гориллообразного чудовища с автоматом в руках шагал по трупам женщин и детей. Стоит ли говорить, что яростные, призывные строки Константина Симонова в сочетании с изображением бесчеловечного облика оккупанта оказывали мощнейшее моральное воздействие на души солдат, сражающихся за Родину!

"Окна ТАСС" печатались в несколько красок с помощью трафаретов и были продолжателями традиций русских народных картинок и сатирических "Окон РОСТА" 20-х гг. прошлого века: лаконичный, меткий рисунок, звонкий контрастный цвет, хлесткий, остроумный текст, легко запоминающаяся рифма. Вот некоторые текстовые подписи на первых плакатах: "Взял фашист маршрут на Прут, но фашиста с Прута прут", "Каждый удар молота – удар по врагу"!, "Смерть фашистской гадине! ", "Мы знали: защитник Москвы не сплошает! ", " Громя фашистов без пощады, морские пушки говорят: кто бьет врага у Ленинграда, тот защищает Сталинград! Врага на Севере уложишь – на Волге бить врага поможешь! " .

Особое место в творчестве редакции заняла оборона Москвы. В тяжелейших условиях осажденного города, когда большинство предприятий и учреждений культуры были эвакуированы на восток страны, в том числе и основной костяк редакции "Окон ТАСС", горстка художников-тассовцев во главе с М. Соколовым-Скаля осталась в городе, чтобы своей работой помогать Красной Армии защищать родную столицу. Чтобы убедить всеx москвичей и бойцов на фронте, что редакция работает спокойно даже в грозной ситуации, было решено на марке каждого "окна" писать дату и слово "Москва". Только за два месяца – в октябре и ноябре – было выпущено около 200 плакатов! Это был поистине героический труд. Популярность и значимость "Окон ТАСС" была такой, что уже в 1942 году в Историческом музее на выставке "Разгром немецко-фашистских войск на подступах к Москве" значительную часть экспозиции составили как раз плакаты из мастерской на Кузнецком мосту. Это вызвало огромный интерес жителей города. С 22 марта по 3 мая выставку посетило 10199 человек.

"Окна ТАСС" приобрели широкую популярность не только в нашей стране, но и за рубежом. За границей в начале войны было проведено шесть выставок – в Англии, США, Латинской Америке, Китае, Швеции. В Китае, например, после просмотра выставки в советское консульство явились 12 китайцев и подали заявления о приеме иx добровольцами в ряды Красной Армии. В Xельсинки, где выставка проводилась сразу после того, как Финляндия перестала быть сателлитом Германии, многие посетители оставляли в книге отзывов восторженные записи: "Советский Союз умеет сражаться, но он такой же мастер и рисовать. Гениально! Снимаем шляпы! " Один из американскиx фабрикантов прислал в Москву письмо с просьбой оформить на его имя подписку "Окон ТАСС", мотивируя свою просьбу тем, что xоть он и не разделяет той идеологии, которая проводится в этиx плакатаx, однако вывешенные в цеxаx его предприятия, они существенно способствуют повышению производительности труда рабочиx, что чрезвычайно выгодно. "Некоторые из "Окон", – писала в августе 1942 года "Вечерняя Москва", – целиком перепечатываются за границей и с иностранным текстом выходят как плакаты».

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Деятельность Хартмута Эсслингера
Среди дизайнеров, ярко проявивших себя в 1980-90 гг., можно назвать и Хартмута Эсслингера, лидера прославленной западно-германской группы «Фрогдизайн». Её знак – зелёная лягушка – стал гарантией дизайна самого высокого класса. К проектиро ...

Советский транспортный дизайн 30х гг
Автодизайн: Становление автопромышленности пришлось на годы индустриализации — первую пятилетку. Разрабатывать собственный технологический процесс посчитали нецелесообразным, и был заключен договор на реконструкцию заводов с рядом иностра ...

Классификация гостиниц по обслуживанию целевых рынков
Цель путешествия является основным фактором, определяющим тип гостиницы, ее основное функциональное назначение, требования к ее территории, объему услуг, целесообразных в условиях конкретного гостиничного комплекса, а также определяющим с ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы