Лиможская эмаль в Эрмитаже

Информация о культуре » Лиможские эмали XII-XIV веков » Лиможская эмаль в Эрмитаже

Страница 1

Лиможские расписные эмали - одна из самых ярких страниц в истории французского прикладного искусства эпохи Возрождения. В Эрмитаже хранится более 150 образцов лиможских расписных эмалей. Первые образцы появились в Эрмитаже до середины XIX века и некогда украшали Галерею драгоценностей Зимнего дворца. Однако основу собрания составили произведения, приобретенные императором Александром III у коллекционера А.П. Базилевского в Париже в 1884 г. После 1917 г. в Эрмитаж поступили памятники из национализированных частных коллекций и расформированных музеев.

Эрмитажное собрание, может быть поставлено в ряд с лучшими мировыми коллекциями лиможских эмалей за пределами Франции. В нем представлены произведения большинства мастеров и мастерских Лиможа с конца XV до конца XVII столетия

Основу эрмитажного собрания составляют произведения, поступившие из знаменитой парижской коллекции А.П.Базилевского. Много ценных эмалей вошло в состав эрмитажного собрания из Музея бывшего Училища барона Штиглица, из национализированных коллекций графов Шуваловых, Строгановых и других.

В Эрмитаже находится самая крупная коллекция лиможских эмалей, несколько экземпляров хранятся в ГМИИ им. А.С. Пушкина. Периодически проводятся выставки. Так в 2003 году на выставке не были показаны экземпляры Эрмитажа, поскольку экспозицию составили произведения, привезенные из Муниципального музея Лиможа - в отличие от эрмитажного собрания "классики Лиможа" (XIV-XVI вв.) образцы лиможских эмалей первой половины XX века и современные работы - всего более 60 произведений.

В 2004 году выставка отправилась "на историческую родину" в Лимож, где, в свою очередь, были продемонстрированы 100 предметов из эрмитажного собрания лиможских эмалей Средневековья и эпохи Возрождения.

В период 23 июня 2009 г. - 23 мая 2010 г. в Эрмитаже проходила выставка «Лазурь и золото Лиможа: Эмали XII - XIV веков»

Куратор выставки была Е. Н. Некрасова, младший научный сотрудник Отдела западноевропейского прикладного искусства Государственного Эрмитажа. К выставке был подготовлен научный, иллюстрированный каталог (Издательство Государственного Эрмитажа, 2009), автор каталога - Е. Н. Некрасова.

Выставка в Синей спальне Зимнего дворца (Зал N 307) была посвящена лиможским выемчатым эмалям. Основная часть экспонатов (их на выставке было более 70) относится к концу XII - началу XIII века, "золотому веку" лиможских мастерских. Одни из них уже знакомы зрителю по постоянным экспозициям в Романовской галерее и Галерее драгоценностей, другие хранятся в фондах Эрмитажа. Экспозиция дала возможность показать их вместе, проследив все этапы развития лиможского производства.

Церковная утварь составляла основную часть экспонатов выставки. Это литургические сосуды - пиксиды, или сибориумы, в которых хранились гостии (облатки для причастия), книжные переплеты, процессионные кресты, подсвечники, епископские посохи. Один из наиболее интересных типов лиможской продукции - ларцы-реликварии для мощей святых.

В приложении к курсовой работе представлены иллюстрации миниатюр, которые были выставлены в Эрмитаже. Один из экспонатов - Ларец-реликварий XII-XIII века из коллекции Эрмитажа. Это один из наиболее интересных типов лиможской продукции - ларцы-реликварии для мощей святых. Ранние памятники (вторая половина XII века) отличались гравировкой по золотому фону.

Помимо памятников XII - XIV веков на экспозиции были представлены и несколько изделий XIX века - стилизации и подделки, отражающие возрождение интереса к этой технике в эпоху историзма.

Лимож — один из тех маленьких провинциальных городов, которые приобрели мировую известность благодаря изделиям местного производства. Как Дельфт стал знаменит своим бело-голубым фаянсом, бельгийский Динант стал именем нарицательным для изделий из литой бронзы (dinanderie), так Лимож прославился в средневековой Европе своими эмалями на меди. Изделия лиможских мастеров разошлись от Исландии до Палестины.

В XII — XIV веках весь христианский мир знал Opus Lemovicense («лиможскую работу»), как тогда называли лиможские эмали. Но город Лимож был известен в то время не только эмалями. В XI — XII веках это крупнейший центр религиозной жизни Франции. Через него проходил и назывался лиможским один из четырех путей паломничества ко гробу святого Иакова в Сантьяго-де-Компостела, а в аббатстве Сен-Марциал находились мощи святого Марциала — крестителя Аквитании, который почитался здесь как тринадцатый апостол. В городе и его окрестностях было около тысячи церквей, и в каждой хранились свои драгоценные святыни. Считают, что возникший здесь спрос на церковную утварь и сыграл определяющую роль в развитии эмальерного производства. Со второй половины XII и до начала XIV века лиможские мастерские становятся основным ее производителем в Европе.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Литература Древней Руси. Летописи
Летописи — это средоточие истории Древней Руси, ее идеологии, понимания ее места в мировой истории — являются одним из важнейших памятников и письменности, и литературы, и истории, и культуры в целом. За составление летописен, т. е. погод ...

Синтез искусств
Искусство можно классифицировать по разным основаниям, следуя различным принципам классификации. Рассматривая материальное бытие художественной формы, различают искусство пространственные (живопись, графика, скульптура, декоративное искус ...

Ульмская школа дизайна
Это учебное заведение было создано в 1953 г. Школа включала 4 факультета: факультет худ. конструирования промышлен. изделий, факультет строительства, факультет коммуникаций, факультет информации. Кроме того ,при Ульмской школе были создан ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы