В конце XIII в. в связи со Столетней войной Лимож был сильно разорен, производство эмалей прекратилось. Новый расцвет производства, на этот раз расписных эмалей, начался в Лиможе лишь в XV в.
Среди изделий из лиможской эмали XII-XIV вв. можно отметить:
Ларец-реликварий, который служил вместилищем для частицы мощей св. Валерии - покровительницы Аквитании, обезглавленной по приказу герцога Этьена. На лицевой стороне представлена в эпизодах история ее мученической смерти, на обороте - полуфигуры апостолов и сцена поклонения волхвов. Свободная передача движений и элегантные вытянутые силуэты персонажей, внимание к деталям (прическа Валерии, восточное лицо и тюрбан палача), тонкий гравированный орнамент "вермикуле" говорят о незаурядном таланте мастера.
Доска от книжного переплета с изображением сцены Распятия. Доска от переплета является типичным примером продукции лиможских мастерских. Подобные доски служили верхними крышками переплетов, а на нижних помещалась композиция "Христос во славе" в окружении символов евангелистов. Особенностями данного памятника являются накладные головы фигур, отличающиеся от типовых "классицизирующих" голов (возможно, они были добавлены позднее) и необычный предмет в руках Мадонны - вероятно, сосуд для священных масел, более характерный для иконографии Марии Магдалины.
Также интерес представляет распятие - пластинка с накладной рельефной фигурой христа являлась частью креста-распятия. На его боковых концах помещались фигуры предстоящих Марии и Иоанна. Иконография Христа - в короне, с открытыми глазами, спокойно стоящего, а не висящего на кресте - несколько архаична, но вполне типична для лиможских мастерских, которые в это время переходят к массовому производству. Не прислушиваясь к веяниям нового готического стиля, они копируют свои старые образцы, в которых сохраняется романская стилистика.
Пластинка от переплета с изображением сцены Распятия. Пластинка служила центральной частью доски от книжного переплета. Композиция сцены Распятия, с гравированными фигурами предстоящих и ангелов, рельефной фигурой Христа и встающим из гроба Адамом - типичны для периода расцвета лиможских мастерских. Небольшая иконографическая неточность - Мария изображена босой, как и апостол Иоанн, - очевидно, свидетельствует о том, что эта вещь была создана не в монастыре, а в городской светской мастерской, где такой детали уже могли не придать значения.
Еще по теме:
Религия и культура
древних цивилизаций
Это было время, когда люди начинали осознавать свою выделенность из природы и отдельность от других людей. Древние египтяне преобразовали, окультурили долину Нила, и уже различали, с одной стороны, “людей”, а с другой не только животный и ...
Деятельность американской дизайнерской группы сайт
Дизайн-группа САЙТ, от англ. «Sculpture in the environment», что в переводе на русский означает «Скульптура в окружающей среде. Лидер группы – Джеймс Вайнс, скульптор по образованию, преподаватель Парсонз-школы дизайна в Нью-Йорке.
С сам ...
Ценностно-нормативные и личностные аспекты культуры
культура коммуникационный ценностный лингвокультурный
Смыслы – ценности – нормы – идеалы культуры. Культура – это, прежде всего, творчество смыслов. По образному выражению М. Вебера, человек – это животное, опутанное "сетями" с ...