Становление и развитие искусства выемчатой лиможской эмали

Информация о культуре » Лиможские эмали XII-XIV веков » Становление и развитие искусства выемчатой лиможской эмали

Лиможская эмаль - французские художественные изделия из меди с росписью непрозрачной эмалью, изготовлявшиеся в г. Лимож (Limoges, France), расцвет производства которого припадает на середину XV – середину XVII вв.

Изготовление изделий этого рода состоит в том, что медный предмет покрывается весь непрозрачной эмалью темного, по большей части черного цвета, и на полученном фоне художник пишет огнеупорными красками изображение, которое потом обжигается.

Лиможские эмали делятся на эмали старой школы и новой.

В основу искусства т. н. старой школы Лиможской эмали (реликварии, многочастные складни, триптихи, пластинки-образа 2-й половины XV – 1-й половины XVI вв.) легли местный опыт работы в техниках эмали – непрозрачной выемчатой (церковные медные предметы XII-XIV вв.) и кроющей прозрачной (на гравированных изделиях XIV-XV вв. из драгоценных металлов), а также художественные принципы позднеготического витража (графичный контур фигур, дополненный росписью).

Вначале мастера Лиможской эмали вдохновлялись образами фламандской живописи, а с начала XVI в. – итальянской, что определило эволюцию старой школы от готизирующих тенденций к ренессансным. Но общей для произведений этой школы чертой остается празднично яркое сияние росписи, усиленное введением в нее линий и пятен золота и т. н. кабошонов (рельефные капли эмали на подкладке из золотой или серебряной фольги).

Виднейший мастер старой школы Лиможской эмали – Нардон Пенико .

Около 1530 формируется т. н. новая школа Лиможской эмали. От старой ее отличает светский характер изделий (шкатулки, сосуды для украшения стола и открытых буфетов, декоративные доски для фасадов, пластинки-портреты) и росписи. В эту эпоху господствует гризайль (порожденная обращением к итальянской и французской гравюре), тонкую графичность и монохромность которой оттеняет нередко цветной фон, большей частью теплого землистого тона.

Известнейшие мастера новой школы: Жан II Пенико, К. Нуайе, П. Реймон и особенно Л. Лимозен – автор огромной серии портретов по рисункам Ж. Клуэ и его последователей. В богатых и разнообразных орнаментальных композициях (порой с введением легких золотых штрихов), обрамляющих изображения мифологических, аллегорических и библейских сцен, заметно убедительное декоративное переосмысление мастерами Лиможской эмали образцов маньеристического искусства художников школы Фонтенбло.

В середине XVII в. эмальерное дело в Лиможе переходит в руки ювелиров и миниатюристов. И хотя их работы (особенно орнаментальная и цветочная росписи) оказали влияние на декор керамики, большой стиль в Лиможской эмали исчезает. К началу XVIII в. замирает и производство эмалевых сосудов, не выдержавшее конкуренции с фаянсом и фарфором.

С переходом в середине XVII в. эмальерного дела в Лиможе в руки ювелиров произошли значительные изменения. Эмаль на меди уступила первенствующее положение эмали на золоте. И хотя работы мастеров Лиможской эмали (особенно орнаментальная и цветочная росписи) оказали влияние на декор керамики, большой стиль в Лиможской эмали исчезает. Ввиду дороговизны материала уменьшились размеры вещей, и роспись стала по преимуществу миниатюрной. Основным сюжетом расписных эмалей XVII в. были портреты. Художественная эмалевая посуда, не выдержав конкуренции высококачественных фаянсовых изделий, а с начала XVIII века – фарфора, вышла из употребления.

Образцы лиможской эмали – блюда, тазы, другие сосуды различного вида, образа, декоративные щиты и доски – высоко ценятся любителями искусства за изящество их форм и мастерство украшающей их живописи.

Еще по теме:

Гармония и центр композиции
Все средства выразительности при объединении следует подчинять гармонии. Гармония - соразмерность всех частей целого. Гармония фона и переднего плана, цвета и графических элементов, освещения и ракурса составляют основу композиции. Цельно ...

Видео и форма фильма «Пассажир поезда №12»
В основу фильма легли уникальные архивные кинокадры из жизни Льва Николаевича Толстого, снятые основоположниками российского кино Александром Дранковым, Жозефом Мейером, Томасом Тапселем, Иваном Фроловым. Материал был отснят в начале прош ...

Рельефы и росписи
Раскрашенный рельеф, из которого потом развивалась древнеегипетская живопись, произошел от скульптуры. Медленно, но верно он даже начинает теснить скульптуру, потому что ко времени V – VI династий фараоны теряют часть своего былого могуще ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы