Становление и развитие искусства выемчатой лиможской эмали

Информация о культуре » Лиможские эмали XII-XIV веков » Становление и развитие искусства выемчатой лиможской эмали

Лиможская эмаль - французские художественные изделия из меди с росписью непрозрачной эмалью, изготовлявшиеся в г. Лимож (Limoges, France), расцвет производства которого припадает на середину XV – середину XVII вв.

Изготовление изделий этого рода состоит в том, что медный предмет покрывается весь непрозрачной эмалью темного, по большей части черного цвета, и на полученном фоне художник пишет огнеупорными красками изображение, которое потом обжигается.

Лиможские эмали делятся на эмали старой школы и новой.

В основу искусства т. н. старой школы Лиможской эмали (реликварии, многочастные складни, триптихи, пластинки-образа 2-й половины XV – 1-й половины XVI вв.) легли местный опыт работы в техниках эмали – непрозрачной выемчатой (церковные медные предметы XII-XIV вв.) и кроющей прозрачной (на гравированных изделиях XIV-XV вв. из драгоценных металлов), а также художественные принципы позднеготического витража (графичный контур фигур, дополненный росписью).

Вначале мастера Лиможской эмали вдохновлялись образами фламандской живописи, а с начала XVI в. – итальянской, что определило эволюцию старой школы от готизирующих тенденций к ренессансным. Но общей для произведений этой школы чертой остается празднично яркое сияние росписи, усиленное введением в нее линий и пятен золота и т. н. кабошонов (рельефные капли эмали на подкладке из золотой или серебряной фольги).

Виднейший мастер старой школы Лиможской эмали – Нардон Пенико .

Около 1530 формируется т. н. новая школа Лиможской эмали. От старой ее отличает светский характер изделий (шкатулки, сосуды для украшения стола и открытых буфетов, декоративные доски для фасадов, пластинки-портреты) и росписи. В эту эпоху господствует гризайль (порожденная обращением к итальянской и французской гравюре), тонкую графичность и монохромность которой оттеняет нередко цветной фон, большей частью теплого землистого тона.

Известнейшие мастера новой школы: Жан II Пенико, К. Нуайе, П. Реймон и особенно Л. Лимозен – автор огромной серии портретов по рисункам Ж. Клуэ и его последователей. В богатых и разнообразных орнаментальных композициях (порой с введением легких золотых штрихов), обрамляющих изображения мифологических, аллегорических и библейских сцен, заметно убедительное декоративное переосмысление мастерами Лиможской эмали образцов маньеристического искусства художников школы Фонтенбло.

В середине XVII в. эмальерное дело в Лиможе переходит в руки ювелиров и миниатюристов. И хотя их работы (особенно орнаментальная и цветочная росписи) оказали влияние на декор керамики, большой стиль в Лиможской эмали исчезает. К началу XVIII в. замирает и производство эмалевых сосудов, не выдержавшее конкуренции с фаянсом и фарфором.

С переходом в середине XVII в. эмальерного дела в Лиможе в руки ювелиров произошли значительные изменения. Эмаль на меди уступила первенствующее положение эмали на золоте. И хотя работы мастеров Лиможской эмали (особенно орнаментальная и цветочная росписи) оказали влияние на декор керамики, большой стиль в Лиможской эмали исчезает. Ввиду дороговизны материала уменьшились размеры вещей, и роспись стала по преимуществу миниатюрной. Основным сюжетом расписных эмалей XVII в. были портреты. Художественная эмалевая посуда, не выдержав конкуренции высококачественных фаянсовых изделий, а с начала XVIII века – фарфора, вышла из употребления.

Образцы лиможской эмали – блюда, тазы, другие сосуды различного вида, образа, декоративные щиты и доски – высоко ценятся любителями искусства за изящество их форм и мастерство украшающей их живописи.

Еще по теме:

Семантика цвета в народном орнаменте
В предыдущей главе мы частично рассмотрели основные орнаментальные мотивы, используемые древними людьми для украшения одежды и предметов быта. Мы убедились, что орнамент, это не просто украшение посуды, и платьев, а символические обереги ...

Информация о стилистике, актуальности изделия
При выборе объекта для бизнеса я хотела создать изделие достаточно необычное, при этом актуальное и имеющее не только декоративную, но и практическую сторону применения В нашей стране сейчас идет курс на возрождение национальной традиции ...

Формирование Древнерусской культуры
Мощной основой формирования древнерусской культуры было богатое наследие восточных славян. Восточные славяне (смесь различных расовых линий, индоевропейских арийских, тюркских) выделились как самостоятельная ветвь славянства в VI в и уже ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы