Эстампы в библиотеке в XIX – первой половине XX века

Информация о культуре » Искусство эстампа » Эстампы в библиотеке в XIX – первой половине XX века

Страница 3

В 1862 г. в Библиотеке открылся новый читальный зал, спроектированный Собольщиковым (ныне – Ленинский зал): в нем был запланирован и «кабинет для художественных работ», в котором выдавались бы «роскошные издания с эстампами и иллюстрациями … и … эстампы на отдельных листах». Однако художники были вытеснены из этого зала, и их обслуживание постепенно перешло собственно в Отделение изящных искусств и технологии, где они не только получали материалы, но могли рассчитывать и на консультацию такого специалиста, как В.В.Стасов. Среди посетителей Библиотеки были тогда известные художники (И.Е. Репин, М.А. Антокольский и др.), крупные ученые, а также коллекционеры. В числе последних был и Д.А. Ровинский, по завещанию которого в 1897 г. Библиотеке были переданы гравированные иностранные портреты из его коллекции.

После смерти В.В. Стасова в 1906 г. место заведующего Отделением изящных искусств и технологии занял Николай Дмитриевич Чечулин. При нем была сделана попытка систематизировать и упорядочить многочисленные поступления прежних лет. Среди новых материалов, пополнивших фонды Библиотеки в первые десятилетия XX в., особо выделяется собрание А.В.Олсуфьева.

В 1918–1930 гг. Отделением, в которое входил и так называемый «Кабинет Эстампов», заведовал Михаил Леонидович Лозинский. На рубеже 1910-х–1920-х гг. собрание Библиотеки значительно пополнилось за счет эстампов, которые поступали преимущественно из Государственного книжного фонда, концентрировавшего передачу материалов из бывших частных собраний и ликвидированных учреждений. Так, в 1919 г. Библиотека получила собрание видовых гравюр Н.К. Синягина и собрание русских портретов В.Я. Адарюкова, а также 7 томов английских гравюр XVIII в. С каждым годом все больше прибывали произведения советской графики, особенно – плакаты, как в порядке «обязательного экземпляра», так и от собирателей. В 1930 г. было образовано самостоятельное Отделение эстампов. Положение ценнейшего фонда было тяжелым: в 1932 г. в нем работал 1 человек, который выполнял «все функции по своему отделению как технического, так и консультационного порядка». Материалы находились в двух залах среди книжных шкафов «без какой-либо хронологической или логической последовательности». Не удивительно, что в 1932 г. возникло предложение о передаче собрания гравюр четырем музеям: ленинградским Эрмитажу и Русскому музею, московским Музею изобразительных искусств и Третьяковской галерее. К счастью, фонд удалось отстоять, а с 1936 г. в работе Отделения произошли положительные изменения: началась систематизация и инвентаризация материалов, стали осуществляться каталогизационные, научные и методические работы.

В годы Великой Отечественной войны самая ценная часть фондов была эвакуирована в город Мелекес, где эстампы демонстрировались на выставках и помогали проиллюстрировать доклады сотрудников Отделения. Параллельно выставочная работа и обслуживание читателей – художников, агитаторов, лекторов – продолжалось и в блокадном Ленинграде.

Осенью 1945 г. фонды вернулись в Библиотеку, и Отделение эстампов возобновило работы по систематизации, шифровке, инвентаризации и каталогизации тысяч единиц хранения.

В 1951 г. это подразделение Библиотеки, с 1934 г. относившееся к Отделу Фонда и Обслуживания, перешло в непосредственное подчинение дирекции и стало именоваться Отделом Изобразительных Искусств. Отдел получил самостоятельные права, новые оборудование и помещение (во второй половине XIX в. это было Отделение изящной словесности – зал № VI на первом этаже корпуса Росси). Фонд был первично разобран, и уточнена очередность его обработки.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Равновесие
Условие зрительной устойчивости композиции - уравновешенность. Композиционное равновесие обеспечивается сочетанием форм деталей, цветом и пластикой. Равновесие формы - состояние, при котором все элементы сбалансированы между собой, - выз ...

Проблемы культуры в философии Просвещения
Просвещение, идейное течение XVIII — сер. XIX вв., основанное на убеждении в решающей роли разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной природе человека и общества. Невежество, мракобесие, религиозный фана ...

Дизайн социалистических стран в 1960-е гг
В 1960-е гг. дизайн-деят-ть становиться заметной и в образовавшихся после Втор. мировой войны социалистич-х странах. В ГДР и Чехословакии уже были кое-какие традиции в области диз., а других же приходилось начинать все с нуля. Например в ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы