Эстампы в библиотеке в XIX – первой половине XX века

Информация о культуре » Искусство эстампа » Эстампы в библиотеке в XIX – первой половине XX века

Страница 2

Каждый год приносил Библиотеке множество графических материалов, о самых значительных из которых можно узнать из ежегодных «Отчетов»: в 1851 г. поступили оттиски с гравированных досок времени Петра I; в 1852 г. в составе «Древлехранилища» М.П.Погодина были получены гравюры, а В.И. Даль подарил собрание лубочных листов; в 1857 г. была куплена коллекция портретов Г. Ладдея. С 1850-х гг. наряду с эстампами Библиотека комплектуется и материалами, которые выполнены уже в новой технике печати – фотографии.

Экспонирование эстампов было всегда характерно для Библиотеки. В 1850-е гг. в Отделении было устроено 4 постоянных выставки, по две в каждой из частей зала. Первая из них появилась в 1851 г., когда был сделан низкий длинный шкаф для хранения коллекции эстампов. Над ним, в спроектированных Собольщиковым особых витринах – подвижных рамках – были помещены выдающиеся гравюры итальянской, немецкой, нидерландской (голландской и бельгийской) и французской школ. Затем в 1856 г. в той же половине зала была организована вторая экспозиция, о которой «Отчет» гордостью сообщал, что подобной ей «до сих пор не существует еще ни в одном музее, ни в одной библиотеке европейской: это – собрание образцов всех граверных способов, или всех родов гравюры». Она была расположена за стеклами, на поворачивающихся рамах, прикрепленных к двум большим шкафам по всей их длине и высоте.

В 1857 г. выставки украсили и другую половину зала. Одна из них представляла «Галерею Петра Великого» – собрание, которое В.В.Стасов до конца своей жизни с огромной энергией комплектовал и описывал. Как сообщал «Отчет» того года, «оно расположено, в систематическом порядке, по типам, на вертикальной поверхности книжных шкафов …, за стеклами, и представляет более 200 разных портретов, начиная от произведений высокого художественного достоинства и нисходя до самых грубых литографий и даже лубочных картин». Другая выставка показывала посетителям Библиотеки основные этапы развития русской гравюры, коллекция которой в Библиотеке к этому времени значительно увеличилась. Для этого был устроен специальный шкаф, подобный тому, в котором хранились и демонстрировались произведения иностранных мастеров. В витринах нового шкафа отечественные произведения были расположены в хронологическом порядке.

Экспозиции образцов гравировальных техник, русской гравюры и петровских портретов, пополняясь, оставались постоянными до 1920-х гг.

Эстампы были доступны обозрению посетителей Библиотеки не только в самом Отделении, но и в примыкающем к нему зале № XIV (ныне – Зал социально-экономической литературы), и в предназначенном для художественных занятий зале № XII (ныне – Зал литературы и искусства). В 1852 г. в каждом из них было устроено по четыре витрины пирамидальной формы, украшенных сверху слепками с античных статуй. В неподвижной нижней части застекленных витрин помещались библиографические редкости, а во вращающейся верхней – «примечательные эстампы».

С 1850-х гг. фонд эстампов используется все более интенсивно. В единственный тогда читальный зал, который находился на первом этаже Библиотеки, в корпусе Соколова (ныне – одно из помещений Отдела рукописей), богато иллюстрированные издания и собственно эстампы не выдавались. С ними можно было ознакомиться на втором этаже в зале № XII (так называемая «Ларинская зала», ныне – Зал литературы и искусства), который с 1857 г. был отведен для художников. В зале был установлен большой стол с пюпитрами для рисования. Особый билет для пропуска на занятия выдавал заведующий Отделением; в 1858 г. число посетителей зала достигло 1 413 человек.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Виды композиции
В соответствии с поставленной задачей можно создавать различные виды композиций. К ним относятся: • плоскостная - композиция, состоящая из элементов, не выступающих над плоскостью (композиция рисунка, аппликация, инкрустация, рисунок тка ...

Театральное искусство: воспитание в диалоге
Предоставляя человеку дополнительный жизненный опыт – часто воображаемый, но зато специально организованный и бесконечно раздвигающий рамки реального житейского опыта индивида, – театральное искусство становится могущественным способом со ...

Образ, художественный образ, кинообраз
кинематограф синтез искусство сценарий Образ, как его обычно определяют, это чувственное содержание литературного произведения. Еще совсем недавно было принято считать, что образы вызывают картины, и когда-то считалось, что образы не лит ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы