«Переход Суворова через Альпы»

Информация о культуре » В. Суриков как великий русский художник » «Переход Суворова через Альпы»

В первых трех картинах была неразрешенная трагическая спазма национального духа; в "Ермаке" - убедительный документ родовой гордости, историческая хартия своего происхождения, в "Суворове" - только патриотическая тема. Хотя Суриков и ездил в Швейцарию для этюдов и проходил пешком Сен-Готардский перевал, чтобы почувствовать путь Суворовской армии, все же он не мог ни понять, ни воспринять альпийского пейзажа. Не таков был характер его таланта, крепко вросшего в родную почву, чтобы он мог что-нибудь воссоздать от чуждой земли. Альпы ему остались так же чужды, как тем суворовским солдатам, что переходили через них. В той отвесной стене с картонными скалами, по которой Суриков пустил Суворовскую армию, нет духа альпийской природы, а только внешние признаки ее.

Тема композиции: слова Суворова, воодушевляющие солдат. У солдат нет лица, нет разнообразия индивидуальностей. У них один общий тип. Они отличаются друг от друга только возрастом, униформой, волнами единого настроения. Вглядываясь, мы можем представить их всех, как одного человека, взятого в различные возрасты его жизни. Сурикову надо было дать солдатскую безликую массу, смиренную и героическую, зажигающуюся от слов вождя.

Если мы поделим картину диагоналями, как Суриков обычно выверял свои композиции, то увидим, что здесь основные группы расположены в двух прямоугольных треугольниках, разделенных диагональю, идущей с левого верхнего к нижнему правому углу. Лента "слов-солдат", выходящая из уст Суворова, занимает весь правый треугольник, но внизу, падая отвесно в пропасть, захватывает и нижнюю часть левого треугольника, в самый верхний угол которого вписан Суворов с конем. При этом совершенно так же хохолок-пламенник на черепе Суворова и раздутые ноздри его коня выступают над линией диагонали, выделяя две черты полководца - вдохновенность и волю.

Еще по теме:

Украинская иконопись
«Царь царем», дерево, темпера (конец XVIII в.) – в основе композиции идея деисуса. Здесь отчетливо прослеживаются характерные особенности украинского иконописания, его отход от византийской традиции. Это приближение ликов святых к чертам ...

Основание театра
В 1923 году будущий руководитель Новосибирского колхозно-совхозного театра Анисим Рогачевский покинул свой дом в Екатеринославле и отправился в Тифлис поступать в Академию художеств к знаменитому Евгению Лансере. Свои первые спектакли ода ...

Садово-парковое искусство Индии
Садово-парковое искусство - одно из древнейших в Индии. На печатях, найденных в Мохенджо - Даро и Хараме - и относящихся к третьему тысячелетию до нашей эры, нанесены изображения деревьев. Культ дерева - древнейший индийский культ, воспри ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы