Современная практика показала, что нужно искать нетрадиционные, отличные от клубного коллектива формы и средства, позволяющие наиболее оптимально решить проблему включения членов производственного коллектива в художественно-творческую деятельность. Исходя из анализа психолого-педагогической литературы, диссертационных исследований и предварительного эксперимента, мы пришли к выводу, что художественная самодеятельность может выступать как средство приобщения членов производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям, если будет построена с опорой на следующие педагогические условия:
- широкий выбор видов творческой деятельности, на основе интересов и способностей членов коллектива;
- приближение художественной самодеятельности непосредственно к производству;
- формирование коллектива художественной самодеятельности с ориентацией его членов на ведущие духовные ценности.
Проверка указанных условий осуществлялась в ходе опытно-экспериментальной работы. Целью опытно-экспериментальной работы является проверка правильности выдвинутой гипотезы по приобщению членов производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям. При этом мы учитывали и придерживались мнения И.Я. Лернера, который отмечал, что работа, которую трудно или невозможно сравнить с подобным аналогом, может проводиться без контрольных групп.
Проблема исследования обусловила выбор принципов организации и проведения эксперимента:
1. Опытно-экспериментальная работа нацелена на проверку педагогических условий, указанных в гипотезе.
2. Указанная работа проводилась в естественных условиях жизнедеятельности производственных коллективов: до и после рабочих смен, во время обедов, во время культурно-досуговых мероприятий.
3. Она носила целенаправленный программный характер, включающий изучение и учет индивидуальных художественных потребностей членов производственного коллектива, создание стабильного хорового творческого объединения на основе предпочтительных ориентаций на хоровое искусство и трехуровневой структуры (трудовой коллектив, цех – отдел, бригада) функционирования производственного процесса.
4. Приобщение к художественно-эстетическим ценностям в процессе опытно-экспериментальной работы, участие в художественно-педагогической деятельности хора, концертах, занятиях музыкального лектория строилась с учетом их воздействия на личность каждого участника.
5. Анализ результатов опытно-экспериментальной работы проводился на основе принципов системности и целостности управления, что позволяло более четко рассмотреть процесс приобщения членов производственного коллектива к художественно-эстетическим ценностям.
К специфическим условиям проведения опытно-экспериментальной работы в производственных коллективах мы отнесли:
- большое количество членов коллективов, обследуемых на каждом предприятии, обусловило наш выбор в отдельных цехах, где были красные уголки, и «эпизодическое» существование художественной самодеятельности, т.е. создающейся к отраслевым, районным, городским и областным смотрам и т.д.;.
- параллельное педагогическое воздействие (сверху – художественный руководитель творческого объединения, снизу – лидеры художественной самодеятельности) на создание стабильных и спонтанных, «ситуативных» форм художественной самодеятельности;
Еще по теме:
«Радуга»
Начиная с 1860-х годов, "импровизационная" манера письма Айвазовского, не "копировавшего" мир с натуры, а как бы вспоминавшего и даже сочинявшего его, вступила в противоречие с новейшими тенденциями в тогдашней русской ...
Обычаи и обряды астраханских татар
Особо чтимыми праздниками у астраханских татар были мусульманские праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам. Новогодний праздник Навруз отмечали 10 марта по старому стилю, празднуя одновременно и наступление весны: выходили в поле, совершали ...
«Условный театр» Э. Мейерхольда
театр художественный диалог станиславский
Всеволод Эмильевич Мейерхольд (1874 - 1940) начинал свою театральную деятельность актером в труппе МХТ (1898 - 1902) и уже тогда отчётливо сказалась его склонность к резко характерному сценическо ...