Храмовое строительство в г. Самара в 1586-1850 гг

Информация о культуре » История самарского православного зодчества » Храмовое строительство в г. Самара в 1586-1850 гг

Страница 1

Первые самарские православные храмы были деревянными и, к сожалению, не сохранились. Однако по рисункам, гравюрам и воспоминаниям средневековых путешественников можно констатировать, что возникли они почти одновременно с Самарской крепостью - в 1586 г.

По сведениям первого исследователя храмового строительства К.И. Невоструева рядом с крепостью стояли два монастыря: Спасо-Преображенский мужской и Спасо-Преображенский женский. Монастыри Самарского края являлись не только оплотом церкви и памятниками архитектуры они имели духовно- нравственное, просвятительное, хозяйственно- экономическое и военно-оборонное значение. Каменная Спасо-Преображенская церковь женского монастыря по монастырской описи 1764 года описана так: «каменная, двуглавая, длинны 10 сажень, ширины на 5,5 сажень, крыша на церкви деревянная. Колокольня каменная, осьмериковая с пятью колоколами». В архитектуре Спасо-Преображенской церкви все было крайне просто. Даже по фотографии несложно выявить главные составные элементы постройки: под куполом, в четверике, находилась собственно церковь, под колокольней- притвор, а в узком помещении между четвериком и колокольней размещалась трапезная. Подобная схема расположения церковных помещений являлась строительным каноном. Мастера, возводившие церковь, довольствовались самыми обычными и скромными средствами художественной выразительности. Фасады здания не несли никакого декора, они лишь расчленялись лопатками, соответствующими внутренним конструкциям стен. В 60-х гг. девятнадцатого века храм перестраивался. После этой реконструкции западный фасад принял вид построек классицизма.

Монастыри были закрыты в соответствии с политикой правительства, направленной на ограничение церковного и монастырского землевладения, в интересах дворянства.

Следующий этап культового строительства Самары приходился на 1830-1840-е гг. В это время Самара относилась к Симбирской губернии и была небольшим уездным городом, почти сплошь застроенным деревянными домами. В этот период в городе находилось две каменные церкви - Во имя Казанской Божьей матери с приделом Николая Чудотворца и Преображения господня с приделом Благовещения божьей матери- и одна деревянная церковь- Во имя Вознесения Господня с приделом архангела Михаила.

Однако спустя несколько десятилетий в первой половине девятнадцатого века в уездной Самаре построили три каменных храма в стиле классицизм: Успенский, Спасо-Вознесенский и Троицкий. Успенская церковь располагалась рядом с Волгой. Автором проекта Успенской церкви являлся архитектор Михаил Петрович Коринфский. Имя этого зодчего известно в разных городах Поволжья: в Нижнем Новгороде, Симбирске, Казани. Сооружение было задумано и осуществлено в строгих классических архитектурных формах и, с учетом скромных возможностей провинциального города, почти лишено декоративного убранства. Здание было отмечено печатью мастерства зодчего, который сумел достичь в этой постройке простоты, цельности и ясности.

Индивидуальным художественным обликом обладал Спасо-Вознесенский собор. Он представлял собой однокупольную базилику с колокольней увенчанной тонким шпилем. Собор стоял на вершине крутого оврага, возвышаясь над окружающим пространством и Волгой. Живопись в соборе была выполнена известным художником Кочаевым А.П По рассказам очевидцев собор имел богатое внутреннее убранство - престол, наамвонные подсвечники и главный престол - серебряные, а местные иконы были украшены позлащенными ризами с натуральными камнями. К моменту образования Самарской губернии Спасо-Вознесенский храм считался лучшим в городе. В 1851 г. он получил статус кафедрального собора. Спасо-Вознесенский собор, будучи более 40 лет главной святыней города, повидал всех именитых гостей Самары. Его посещали и коронованные особы, и политические деятели, и многочисленные паломники.

Страницы: 1 2

Еще по теме:

Индия под влиянием Британии
Начиная с ХVIII в. Индия попадает под влияние Британии (до 1947 г.). Это было не только подчинение цивилизации совершенно другого типа, но сюда была принесена новая техническая культура. Но она оказалась очень устойчивой. Отторжение чужер ...

А помнишь, как всё начиналось
Художник, так же, как поэт, Сюжет в себе переживает. Он оставляет в душах след, Хоть о последствиях не знает. Вблизи посмотришь, так мазня. Всё так аляписто и криво. А отойдешь, поёт душа. В картине всё играет мило… Владислав Амел ...

Ограниченная палитра
Используя обширный арсенал средств, художник достигает большей убедительности, конкретности в изображении. Умело используя художественную форму, подчиняя формальные средства своей воле, направляя их на осуществление замысла, художник созд ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы