Интеллектуальный и культурный вклад Украины в мировую цивилизацию

Информация о культуре » Интеллектуальный и культурный вклад Украины в мировую цивилизацию

Страница 2

Выдающийся представитель украинской поэзии П. Тычина, который после выхода сборника "Солнечные кларнеты"(1918 г.) снискал славу глубоко национального поэта. Его стихи имели новаторский резонанс далеко за пределами Украины. К сожалению, под давлением политической диктатуры поэт занял примиренческую позицию и был канонизирован как образцовый Певец социалистических преобразований. Однако лучшие произведения П. Тычины продолжают гуманистические традиции народной песне, творчества Г. Сковороды и Т. Шевченко. Они всегда объявят до читателя гениальной поэтикой украинского языка.

Особое место в развертывании культурного возрождения принадлежало неформальной литературной киевской группе «неоклассиков», их эстетическая программа характеризовалась стремлением к строгой формы, гармоничной завершенности стихотворения, подражанием классическим образцам. Они пытались лишить украинскую поэзию сентиментализма, превыше всего ставили в литературе профессионализм, пытались опираться в художественной практике на лучшие образцы европейской классики. В своей деятельности группа решительно выступала против идейной платформы «Пролеткульта», против профанации литературы призывами к массовости, пролетаризации, против отрицания классического культурного наследия.

Идейным вдохновителем группы «неоклассиков» был М. Зеров - выдающийся деятель национального возрождения, поэт, эссеист, критик, ученый. Он владел пятнадцатью языками, был блестящим переводчиком и стилистом, в совершенстве знал культуру античности, поднес украинскую поэзию с требованиями европейской эстетики. На радикальное вопрос Хвылевого "Камо грядеши? Н. Зеров ответил однозначно "Ad fontes" ("К истокам"). Основные задачи литературы Н. Зеров очерчивал следующими положениями: 1) освоение опыта всемирного писательства, 2) выяснение украинской литературной традиции и переоценка культурного наследия, 3) художественная требовательность и усиление технических требований. Путь к осуществлению этих задач, по его мнению, лежит через глубокое изучение того, что есть в украинской культуре вершинным достижением, усвоения культурных образцов Европы, создание собственных литературных форм. Н. Зеров также акцентировал на различия российского и украинского духовного процесса.

Выдающимся поэтическим индивидуальностью в группе неоклассиков был, несомненно, М. Рыльский. Настоящий взлет творчества поэта начинается с его сборника "Под осенними звездами" (1918 г.), где романтический дух раннего периода органично сочетается с изысканной лирической форме. В последующих сборниках 20-х гг "Сквозь бурю и снег", Синяя даль, "Тринадцатая весна" романтический элемент слабеет, зато усиливается классическая ясность. Поэзия М. Рыльского, в отличие от поэзии П. Тычины, построенная прежде всего на классических образцах. Особое влияние на него имела французская поэзия (парнасизм). Он обогатил украинскую культуру не только культивированием украинского языка, но и своими переводами с западноевропейской литературы.

В Киеве 20-х гг плодотворно действовали и другие литературные объединения - "Аспис", "Звено", "Марс", в состав которых входили талантливые литераторы

В. Антонеяко-Давидович, Н. Ивченко, Г. Косынка, Т. Осьмачка, В. Пидмогильный, Е. Плужник, Д. Фальковский. Они внесли значительный вклад в развитие украинского культурного процесса, однако их имена долгое время были вычеркнуты из народной памяти.

Известным представителем украинской литературы был Е. Плужник, поэт изящной стилистики, принадлежащего к талантам, которые "пишут навсегда". Даря Е. Плужник сборник своих стихов "Здания", М. Бажан написал: "Поэту, словом которого стоит моих тысячи слов".

Выдающимся теоретиком национально-культурного возрождения был Хвылевой. Он разделял принципы "неоклассиков", видел цель литературного процесса в раскрытии прекрасного в человеке. Такая позиция противоречила официальной советской идеологии, направленной на формирование пролетарской культуры и "классовых ценностей". Обосновывая черты нового художественного стиля национального возрождения, Хвылевой характеризовал его как "романтику витаизма", для которой, в частности, присущи ценности "фаустовской этики" - самосовершенствование и самодисциплина. Идеи М. Хвылевого разделяли многие деятели культуры Украины. Среди них - В. Эллан-Блакитный, О. Около, М. Иогансен, а также в некоторой степени М. Бажан, Ю. Яновский, А. Довженко.

Страницы: 1 2 3 4 5

Еще по теме:

Возрождение национальной культурной жизни на Галичине и Буковине в 19 веке
Большое внимание культурно-просветительским вопросам уделяло украинское духовенство, представители которого во главе с каноником Иваном Могильницким основали «Клеракальное общество» в 1813г. с целью перевода, издания и распространения сре ...

Зарождение и становление стиля модерн
В конце 19 в. в Англии появился новый стиль модерн, кот. быстро распростр-ся по всей Европе и перешел в Америку. Модерн возник в результ. деят-ти Дж. Рескина и У. Морриса, повернув взгляды художников и деятелей искусства того времени к пр ...

Явления в драматургии
С движением свободных театров связаны аналогичные явления в драматургии. Драматургия Бека, Гауптмана, цикл «неприятных пьес» Шоу выражали резкокритическое отношение к буржуазному миру. Центральной фигурой театральной жизни рубежа XIX— XX ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы