Франция в эпоху Ренессанса

Информация о культуре » Франция в эпоху Ренессанса

Страница 8

Гугеноты на всплеск насилия ответили политическим ходом: в южных и юго-западных провинциях протестанты достигли политического преобладания и организовали унию городов, управляемых постоянными ассамблеями. В 70 гг. XVI в. протестантское «государство в государстве» фактически отстояло свою независимость.

В противовес все более усиливавшимся протестантам в 1585 г. создается Лига – союз католических городов во главе с Парижем.

Вскоре разразился династический кризис, совпавший с изменением политической конъюнктуры: в 1588 династия Валуа прервалась, а единственный законный наследник - Генрих Бурбон, был протестантом и Лига не могла позволить ему получить корону. Началась эпоха междуцарствия – самая тяжелое пятилетие в истории гражданской войны. Страну опустошали дворянские отряды и армии наемников. Франция была поставлена на грань национальной катастрофы – в Париже стоял приглашенный Лигой испанский гарнизон, а испанский король Филипп II и папа обсуждали возможность возведения на французский трон испанского принца.

Но центростремительные тенденции взяли верх – их сплотил переход Генриха Бурбона в католицизм. В 1594 г. столица открыла ворота новому королю. Католические и протестантские вельможи за признание Генриха Бурбона легитимным правителем получили щедрые подарки – губернаторства, пенсии, придворные должности. Окончательным итогом религиозных войн стал Нантский эдикт 1598 г., завершивший серию эдиктов примирения – протестанты получили все гражданские права и возможность публичных богослужений. По дополнительным статьям эдикта им были сохранены в качестве гарантии их военно-политические организации – регулярные ассамблеи, крепости, гарнизоны и др.

Таким образом, в XVI в. во Франции закладываются основы отличного от сословно-представительной монархии – монархии абсолютной. Укрепление и расширение бюрократического аппарата, активная законотворческая позиция власти и стремление к регламентации разных сторон жизни общества, ослабление позиций церкви и подчинение ее государству – это те краеугольные камни, которые позже и стали основой французского абсолютизма как эталона. Тесно связано с ним и построение капиталистической экономики: у идейно новой государственной власти идейно новая экономическая база. Поскольку эти явления взаимосвязаны, очевидно, что экономический кризис середины XVI в., вызванный религиозными войнами, и хозяйственной разрухой как следствием, негативно сказался и на становлении новой политической системы. В свою очередь, недостаток государственных дотаций в сферу международной торговли и организацию мануфактур, значительно замедлил развития капитализма во Франции.

Эпоха Ренессанса и связанные с ней идеи гуманизма началась во Франции более поздно, но развивалась более интенсивно, чем в других странах, в том числе и благодаря «импорту» Ренессанса. Проникновение произведений искусства, мастеров, мыслителей были тем катализатором, который ускорил процесс трансформации мировоззрения жителей Франции, а соответственно, и противоречия между представителями прогресса и реакции сделались более острыми. Тем не менее, ни католическая реакция, ни гражданская война остановить развитие гуманизма не смогли, что означает, что Франция достаточно созрела, чтобы принять идеи Ренессанса и его культуру, несколько ассимилировав их. Хотелось бы отметить, что как раз наивысшие достижения деятелей французского Ренессанса рождены на стыке античного наследия и традиционной культуры – роман Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», например, основан на народных преданиях о великане-обжоре, а дополнительно в него Рабле добавил свои гуманистические идеалы, изложенные, опять-таки народным языком. Тоже мы наблюдаем в музыке, скульптуре, живописи. Таким образом, идеи гуманизма хоть и пришли во Францию извне, но развивались с учетом местной специфики. Еще одной специфической чертой французского гуманизма можно назвать сочетание античного наследия, значимость которого в течение XVI в. все более подвергается сомнению, и протестантизма.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 

Еще по теме:

Символизм и семиотика в манга
Основное отличие манги от всех других комиксов это течение внутреннего времени. Время в манге может ускоряться или замедляться, но главное оно пытается синхронизироваться с временем восприятия читателя. Таким образом, мы как читатели може ...

Классицизм в России
Национальная литературная драма утверждается в России в 50-х годах XVIII столетия. Она знаменует собой новый этап в истории отечественного театра и в развитии передовой общественной мысли. Идейные основы, художественное своеобразие русско ...

История утопической традиции
Обозреть, даже в самых общих чертах, всю историю утопической мысли - задача очень трудная. Существует точка зрения, что история утопии практически тождественна истории мировой культуры. Первой ступенью на пути формирования утопической тра ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы