Литература Древней Руси. Летописи

Информация о культуре » Древнерусская культура » Литература Древней Руси. Летописи

Страница 2

Ученые считают, что, прежде чем появились летописи — масштабные исторические сочинения, охватывающие несколько веков русской истории, существовали отдельные записи, в том числе церковные, устные рассказы, которые поначалу и послужили основой для первых обобщающих сочинений. Это были истории о Кие и основании Киева, о походах русских войск против Византии, о путешествии княгини Ольги в Константинополь, о войнах Святослава, сказание об убийстве Бориса и Глеба, а также былины, жития святых, проповеди, предания, песни, разного рода легенды.

Позднее, уже в пору существования летописей к ним присоединялись все новые рассказы, сказания о впечатляющих событиях на Руси.

Вторая летопись была создана при Ярославе Мудром в пору, когда он объединил Русь, заложил храм Святой Софии. Эта летопись вобрала в себя предшествующую летопись, другие материалы.

Уже на первом этапе создания летописей стало очевидным, что они представляют собой коллективное творчество, являются сводом предшествующих летописных записей, документов, разного рода устных и письменных исторических свидетельств. Составитель очередного летописного свода вы ступал не только как автор соответствующих заново написанных частей летописи, но и как составитель и редактор. Вот это и его умение направить идею свода в нужную сторону высоко ценилось киевскими князьями.

Очередной летописный Свод был создан знаменитым Иларионом, который писал его, видимо, под именем монаха Никона, в 60-70-е годы XI в., после смерти Ярослава Мудрого. А потом появился Свод уже во времена Святополка в 90-е годы XI в.

Метод составления летописи заключался в том, что отдельные лица, в большинстве принадлежавшие к княжеско-боярской или к монастырской среде, записывали те или иные события, свидетелями которых они были или о которых они от кого-либо слышали. Эти записи вместе с легендами, повестями или сказаниями о различных лицах или событиях были сведены в отдельные своды, в дальнейшем пополнявшиеся и видоизменявшиеся до тех пор, пока не составился тот первый дошедший до нас свод, который носит заглавие: «Се повести времяньных лет, откуду есть, пошла Русская земля, кто в Киеве нача первее княжити и откуду Русская земля стала, есть «. Этот свод дошел до нас в позднейших летописных памятниках, где он вошел в соединение с последующими сводами.

Были в те времена имена, успевшие стать символами. Таково и имя Нестора. Нестор - не поэт и не первоклассный оратор. Это только мастер своей специальности, человек, много учившийся, много знающий и умеющий структурно литературно оформлять свои мысли. Не вещие персты возлагал он на живые струны. В его руках было только перо, и… великий русский язык - инструмент. Уже тогда достаточно совершенный, позволяющий автору просто, правдиво и доходчиво изображать «своих отцов минувшую судьбу». Он умеет критически разбираться в фактах. Он же создает их связь и восстанавливает хронологию.

Нестор- это ученый своего времени, историк, умевший подниматься до сознания связи мировых явлений.

Даже те, кто сомневался в наличии Нестора-летописца, должны признать, что имя великого старца не только живет, но популярно, как имя Гомера. Нестор не только вздумал стать историком своего народа, но и стал им потому, что был к этому подготовлен своим образованием, а труд его был облегчен специальной работой его предшественников; литературный русский язык к этому времени был уже настолько развит, что вполне мог служить требованиям, как научной книги, так и поэтического произведения любого жанра.

Страницы: 1 2 3

Еще по теме:

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы