Искусство в Индии

Буддизм и искусство » Искусство в Индии

Страница 3

В Индии сложились несколько стилей танца: бхаратнатьям, катхакали, катхак, манипури.

Любое культовое изображение – статуэтка или символ – воплощение высшей силы, к нему обращаются с молитвой. Первые статуи богов появились в начале новой эры. Основные правила изображения богов сложились в период правления Гуптов. Они записаны в шильпа-шастрах – сочинениях по изобразительному искусству и ремеслу.

Трактат «Читралакшаха» («Характерные черты живописи») дошел до нас лишь в тибетском переводе. Правила состоят из дхьян – стихов о характерах богов, лакшан – инструкций о размерах, форме и пропорциях.

Создание культового изображения является одним из видов богослужения, поэтому перед началом работы мастер совершает ряд обрядов. Для лучшей передачи образа он погружается в состояние медитации и старается интуитивно познать божество, которое он хочет воплотить в камне, бронзе или кости. Стиль изображений окрашен религиозным мышлением, проникнут стремлением выйти за пределы обычной жизни и, пройдя через кармические пороги и круговороты сансары, достичь духовной просветленности.

Искусство отражало более глубокую реальность, чем окружающий мир. Идеал красоты форм был рассчитан и измерен. В шильпа-шастрах указаны поза бога, изгиб тела, количество рук, оружие и предметы в руках, украшения и другие атрибуты. До тонкостей были продуманы жесты рук.

Основным символом буддизма являются лотос. В индуизме с ним также связаны имена некоторых богов. Он символизирует чистоту и совершенство. В глубокой древности лотос был важным продуктом питания, из его семян делали муку, в пищу также употреблялись корни, стебли и листья лотоса. Он является эмблемой солнца, космической силы, несущей жизнь, символом плодородия. В храмах скульптуры богов, как правило, восседают на тронах-лотосах. В искусстве часто встречаются медальоны и орнаменты с лотосом. Раскрывшийся лотос является эмблемой Индии.

Из Индии буддизм распространился в страны Юго-Восточной Азии и Дальнего Востока. Вместе с учением в искусство этих стран проникли индийские традиции.

В Бирме буддизм по сей день остается государственной религией. Приход индийских культурных традиций во многом повлиял на развитие искусства в Бирме, это влияние четко прослеживается в архитектуре, но есть и свои отличительные особенности. Эпоха расцвета зодчества связана со столицей средневекового государства – Паганом. Знамениты своими формами и отделкой ступы Пагана. Буддийская ступа в Бирме, образцом которой является Швазандо (XI в.) состоит из кирпичной полусферы и стоящей над ней огороженной надстройки кубической формы, где находится камера для даров и святынь. На ней расположены сужающиеся к верху концентрические круги. Вся конструкция завершается конусообразным шпилем с элементом тхи, напоминающем язычок пламени. Это украшение отличает бирманскую архитектуру. Другие виды искусства развиты не так сильно, скульптура и живопись в основном служат для украшения зданий. Скульптуры, прежде всего, изображают Будду. Для изобразительного искусства характерны растительный орнамент и элемент тхи. Распространены также орнаменты с изображением зверей (львов, обезьян, газелей, лебедей), небесных танцоров, карликов, макар. Макара – мифологическое морское чудовище, соединяющее в своем облике черты рыбы и крокодила или слона, его изображение часто используется в убранстве храмов, он считается хранителем учения Будды, а также является персонажем многих буддийских притч и легенд.

Древнейшими памятниками искусства являются огромные буддийские супы дагобы. В отличие от индийской ступы дагоба не имеет ограды с воротами, с четырех сторон к ней пристроены вахалькады – небольшие сооружения кубической формы. В них расположены своеобразные «ложные двери» – проходы, символизирующие врата во Вселенную. Каждая вахалькада украшена стрелой с рельефами.

Страницы: 1 2 3 4

Еще по теме:

Обожествление фараона
Правитель Египта воплощал единство страны и считался фигурой в высшей степени сакральной. Он магически обеспечивал разливы Нила, проводя соответствующие ритуалы, от него зависели плодородие полей, приплод домашнего скота, рождение потомст ...

Культура как мир артефактов
Когда мы дышим, едим или непроизвольно отдергиваем руку от пламени, наши действия ничем не отличаются от действий, совершаемых животными. Человеческая деятельность включает в себя подобные акты биологического поведения, но не сводится к н ...

Арабский язык и письмо
Уже в Раннее Средневековье у арабов были богатые фольклорные традиции, они ценили устное слово, красивую фразу, удачное сравнение, к месту произнесенную поговорку. У каждого племени Аравии был свой поэт, восхваляющий своих соплеменников и ...

Актуально о культуре

Художественная культура


Художественная культура есть многосторонний процесс и результат эстетического преобразования сферы человеческой жизнедеятельности...

Разделы